ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такой А.И. Покрышкин? Чем он занимался в годы Великой Отечественной войны? Какие самые известные подвиги А.И. Покрышкина мы знаем или еще не знаем? Кто помогал ему? Что увековечено его именем (названия улиц, городов, поселков)? Знаком ли нам памятник А.И. Покрышкину? Интересно нам познакомиться с ним?
Конспект НОД по теме «ДЕНЬ ГЕРОЯ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ПОКРЫШКИНА»
Цель: познакомить детей с жизнью и подвигом А.И. Покрышкина, воспитывать у детей старшего возраста патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому подвигу.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: презентация, модели самолетиков для игры.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Великая Отечественная Война…. Много лет прошло с момента окончания самой кровопролитной войны в мировой истории. Горе пришло в каждый дом. В годы войны совершались невероятные подвиги: на земле, в небе, на железных дорогах, в госпиталях. Тысячи участников Великой Отечественной войны награждены орденами и медалями за человеческий, гражданский подвиг. Сегодня мы поговорим о знаменитом летчике – герое, Александре Ивановиче Покрышкине.
Основная часть
Он был летчиком-истребителем, то есть дрался с вражескими самолетами в небе. Когда он вылетал с аэродрома, фашистские летчики кричали друг другу по рации «Внимание! В воздухе Покрышкин!» Страх испытывали немецкие летчики, когда в небо поднимался Александр Покрышкин и другие летчики, которыми он командовал.
Прославленный летчик родился и вырос в Новосибирске. С 12 лет Саша Покрышкин знал, что будет летчиком. Чтобы стать сильным и крепким, занимался по утрам зарядкой, обливался холодной водой. Это очень помогало ему в годы войны. Лётчику требуется не только умение управлять самолетом, но и физическое здоровье, сила. Не сразу ему удалось поступить в авиационную школу, сначала он стал рабочим на заводе, потом – авиационным техником, тем, кто ремонтирует самолеты. И наконец. добился своего, и стал военным летчиком-истребителем.
Покрышкин лично провёл 156 воздушных боёв, на его счету – 59 сбитых самолетов противника. Немцы боялись вступать в бой с Покрышкиным и летчиками его дивизии.
В годы войны у летчиков-истребителей была традиция – каждый сбитый вражеский самолет отмечать звездочкой, нарисованной на фюзеляже самолета. Друзья шутили, что Покрышкину уже негде рисовать звездочки – столько самолетов противника он сбивал. Почему Александр Иванович был физически крепким, умным и очень умелым летчиком?
Самолет, на котором летал и воевал Покрышкин, назывался «Аэрокобра». В таком самолете помещался только один летчик. Он управлял самолетом, он же и стрелял.
Александр Иванович Покрышкин постоянно учился и учил молодых лётчиков. После тяжелых воздушных боёв он обдумывал свои и чужие ошибки, записывал всё в блокнот и разрабатывал новые способы воздушного боя. Позже его блокнот превратился в учебник, по которому до сих пор учатся военные летчики. Его любимым девизом был «Высота-скорость-маневр-огонь». Давайте посмотрим, что это значит.
Физкультурная пауза
Мы летчики пилоты (покачивают штурвалом в руках)
Мы водим самолёты
Мы храбрые разведчики,
танкисты и ракетчики (маршируем, сильно топая, чеканя шаг)
Садимся на стулья
За доблесть и мужество Александр Иванович Покрышкин первым в нашей стране был трижды удостоен звания Героя Советского Союза.
И вот наступило 9 мая 1945 года. Война закончилась, фашистская Германия побеждена. На историческом Параде Победы, состоявшемся 24 июня 1945 г., А. И. Покрышкин нес знамя сводного полка 1-го Украинского фронта, в составе которого он закончил войну в Берлине и Праге (просмотр презентации).
Город, в котором родился Александр Иванович Покрышкин, Новосибирск гордится им. На главной улице города – Красном проспекте, поставлен памятный бюст героя.
Другой памятник Покрышкину стоил на площади Карла Маркса.
Именем Покрышкина названа улица в городе Новосибирске и станция метро.
Рефлексия
О каком герое мы сегодня говорили? Что вам запомнилось? Как в Новосибирске чтят память знаменитого земляка?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Сегодня мы на улице проведем веселые испытания для будущих летчиков. Предлагаю командам отправиться на веселые боевые учения.
Чтоб проворным летчиком стать
Проведем мы эстафеты опять.
Будем бегать дружно, быстро,
Победить нам нужно всем!
Конкурс «Чей экипаж скорее соберется»
Дети под музыку «летают» по кругу, по сигналу по два человека встают в обруч, поднимают вверх флажок.
Конкурс «Чья команда быстрее нарисует самолеты»
На магнитной доске каждый участник команды должен нарисовать самолет.
Конкурс «Загадки»
Воспитатель: А сейчас, друзья – ребятки,
Отгадайте вы загадки.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Точь-в-точь, как самолет,
В кабине есть пилот.
Но в голубых просторах
Летает без мотора.
(Аэроплан)
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
(Воздушный шар)
Заворчу, зажурчу,
Лопастями заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолет)
Зонтик есть, весь белый-белый,
Он большой и очень смелый.
Он по воздуху летает,
С облаков людей спускает.
(Парашют)
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет.
(Самолет)
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд.
(Ракета)
Конкурс «Чей капитан быстрее соберет самолет»
На столах в корзинах конструктор Лего. Капитан команды должен быстро из конструктора построить самолет.
Конкурс «Полоса препятствий»
Дети проходят полосу препятствий, на обратном пути забирают с собой по одной детали самолета (крыло, хвост и другие), выстраивают самолет перед командой.
Конкурс «Лучшие летчики»
У каждого участника на голове мешочек с песком, по сигналу
«к полету готовься» – крутят руками перед грудью, заводят моторы,
«расправить крылья» – руки в стороны,
«полетели» – оббежать конус, вернуться к команде.
Воспитатель: Руки крылья отрываю
И летаю, все летаю…
А потом на землю – ой!
И земля уж подо мной!
Конкурс «Самый быстрый самолет».
Воспитатель: Летчик знает свое дело,
В небе водит самолет.
Над землей летит он смело,
Совершая перелет!
Каждый участник команды «летит» на самолете с большим воздушным шариком, оббегая конус.
(Подведение итогов. Награждение команд)
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить рисовать самолет.
Оборудование и материалы: картинки с изображением военных самолетов, бумага формата А4, простые карандаши, кисточки, ватные палочки, краска гуашь, баночки с водой, тряпочки.
Планируемый продукт детской деятельности: рисунок.
Презентация: выставка рисунков.