ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №62 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ТЕЛЕФОН, ФАКС ПРИЁМНОЙ:

(812) 409-88-75

 

197227,

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛ. ГАККЕЛЕВСКАЯ, Д.33, К.2

 

E-MAIL: DSAD62SPB@MAIL.RU

info.gbdou62prim@obr.gov.spb.ru

 

ЧАСЫ ПРИЁМА ЗАВЕДУЮЩЕГО:

ВТОРНИК 15:00-18:00

4 АПРЕЛЯ ПРОФЕССИЯ ПОБЕДЫ – ГЕОЛОГ

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ: 

Кто такие геологи? Что они делают? Какие самые известные подвиги геологов мы знаем? Что делали геологи во время войны? Кому помогал их труд? Почему мы можем назвать эту мирную и полезную профессию – профессией Победы?

 

Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ГЕОЛОГ»

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией геолог.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Оборудование и материалы: иллюстрации горных пород, предметов и инструментов; спортивный инвентарь; материал и оборудование для опытов: поваренная соль, морская соль, мел, розеточки, ложки, стаканы с водой, фартуки, рюкзаки, мобильный телефон, мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса».

 

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать кто такой геолог? Чем он занимается? (ответы детей)

Воспитатель: Слово геология пришло к нам из греческого языка и дословно переводится как «слово о земле». Сейчас геология именуется как наука о составе, строение, истории развития земной коры и находящихся в ней полезных ископаемых. Геологов называют – исследователями недр земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, воду, соль и другие полезные ископаемые. Из полезных ископаемых сделаны многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день: нефть идет на изготовление бензина, соль – в пищу, руда – на выплавку металлов. Без геологов не начнётся строительство ни одного крупного сооружения – плотины, железной дороги, электростанции. Работа у геологов трудная, им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные вершины с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности. Только геологи могут в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом, не боясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми. Геологи всегда работают в команде. Преодолевать препятствия и трудности легче в дружном и дисциплинированном коллективе. Вот такая интересная и трудная работа у геолога.

 

Основная часть

Воспитатель: Годы Великой Отечественной войны весь народ сплотился.

Ежедневно и ежечасно каждый гражданин страны делал все от него зависящее для приближения желанной Победы. Особенно наглядно это видно на примере представителей одной из самых мирных профессий – геологов. Бесценны подвиги геологов, вставших с оружием в руках на защиту нашей Родины, тех, кто самоотверженно трудился в тылу, обеспечивая бесперебойную работу оборонных предприятий. Нельзя забывать о геологах, не доживших до этого светлого дня Победы, сложивших свои головы на фронтах.

Ребята, а вы знаете какие предметы необходимы геологу?

Игра «Что нужно геологу»

Воспитатель: Подойдите к столу, выберите картинки с изображением предметов, необходимых геологу для работы, объясните свой выбор (для чего нужен предмет). Молодцы.

Подойдите к доске (на доске картинки с полезными ископаемыми).

Вы уже знакомы с некоторыми полезными ископаемыми, расскажите о них (ответы детей). Хорошо, рассмотрите коллекции разных камней. Что это? (горные породы) Потрогайте их, какие они? (гладкие, шероховатые, блестящие, тёплые, красивые и другое) Геологи считают, что любой камень интересен. У каждого камня своя история, как вы думаете, какая? У древних людей не было спичек и они высекали огонь из камня, делали из камней ножи, топоры, посуду, писали на камнях. Как вы думаете, какую пользу приносят человеку камни? Из них строят дороги, мосты, делают красивые украшения, шкатулки, поделки. Какой вред могут принести камни? Можно наступить на острый камень, камни могут перегородить проезжую часть, если камень попадёт на рельсы, поезд может сойти с рельс.

Воспитатель: Ребята нам пришло письмо от геологов, давайте его прочитаем (чтение письма) «Дорогие ребята! Мы рады, что вы уже многое знаете о нашей профессии, знакомы с горными породами. Мы предлагаем вам узнать больше о таких минералах, как соль и мел. Для чего они нужны? Какими свойствами и качествами обладают? Для этого вам необходимо провести исследования в лаборатории. Желаем удачи!»

Воспитатель: Ребята, деятельность геолога – это работа в лаборатории и составлении карт. Зимой за микроскопом, компьютером геолог анализирует материалы, привезенные из летней экспедиций. Отправляемся в лабораторию. На нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

(Под фонограмму «Звуки леса» проводится физкультурная пауза)

  1. Перешагнуть через упавшее дерево.
  2. На пути высокая гора – подняться и спуститься с неё.
  3. Проползти через пещеру (арка).
  4. Перейти горную реку по камням.

Воспитатель: Вот и наша лаборатория. Вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.

  1. Внимательно слушать взрослого.
  2. Не брать ничего в рот и не пробовать на язык.
  3. Не кричать и не шуметь.
  4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.

Все правила вспомнили, одевайте фартуки и присаживайтесь за столы. Геологи нас просили узнать о свойствах мела и соли. Для этого проведём опыт.

Опыт.

В синих чашках у вас мел, какого он цвета? (белый)

Понюхайте, есть ли у мела запах? (да)

Возьмите ложки и попробуйте его пересыпать, какой он? (рассыпчатый, сыпучий)

Насыпьте 2 ложки мела в стакан с водой, размешайте. Что произошло, какой стала вода? (мутная, на дне осадок)

Мел растворяется в воде как сахар или нет? (нет)

Посмотрите, я возьму мел и добавлю в него уксус. Что произошло с мелом? (он шипел, разбух, неприятно пахнет, стал грязного цвета)

Я проведу мелом по доске. Что осталось? (след, полоска)

Значит, мелом можно рисовать, писать. Где люди используют мел? (в строительстве, им можно рисовать, писать)

О меле мы всё узнали. Посмотрите, у меня на столе стоит соль, но она разная. Это морская соль. Кто знает, где она используется? (для ванны)

А это какая соль? (пищевая, поваренная)

Для чего она нужна? (для приготовления пищи, можно делать поделки из солёного теста)

Рассмотрите соль, какого она цвета?

Понюхайте, есть ли у соли запах?

Возьмите ложки и попробуйте её пересыпать, какая она? (сыпучая)

Попробуйте растворить соль в воде, растворилась или нет? (да, она растворилась)

Молодцы, хорошо поработали. Мы обязательно напишем ответ геологам о проделанных опытах.

Встаньте из-за столов, снимите фартуки.

 

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, что хорошего в профессии геолога? (она интересная, нескучная, нужная людям, без геологов ничего не построить, не изобрести), что вы сегодня интересного узнали? в какие игры поиграли? О чем хотели бы еще узнать?

Ежегодно в первое воскресенье апреля отмечают профессиональный праздник – День геолога. Послушайте замечательное стихотворение о людях этой профессии:

Геолог!

Странник наш земной.

Разведчик недр земли родной!

Спешишь вперёд и в праздник свой,

Рюкзак тяжёлый за спиной.

Но и за труд ценна награда, –

Вдруг обнаружить блеск алмаза

Иль меди, олова и злата.

Но чаще – место нефти, газа

 

Деятельность на прогулке

Воспитатель: Нас ожидает долгая дорога, поэтому нужно собираться в путь. Что мы возьмём с собой? (снаряжение: рюкзак, верёвки, компас)

(Затем дети вместе с воспитателем начинают свой путь по маршруту.

Во время следования по маршруту, дети проходят по различным дорожкам, с препятствиями, звучит музыка леса, проводится фитотерапия (запах соснового леса)

1 остановка – уголь.

(На всех остановках находятся карточки с условными изображениями)

Воспитатель: Что здесь находится? Как образовался каменный уголь? Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений, которые росли на болотах. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. В некоторых местах этот процесс повторялся несколько раз. Таким образом создавались слои угля, разделенные между собой илом и песком, со временем затвердевшими. Если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых. Как его добывают? Как его используют? (По мере того, как дети дают ответы, где используют уголь, на карте прикрепляются картинки)

2 остановка – нефть.

Воспитатель: Расскажите о нефти, что вы о ней знаете? (По мере того, как дети дают ответы, где используют нефть, на карте прикрепляются картинки)

Нефть дает тепло и свет –

Ей замены просто нет.

Делают из нефти много:

И асфальтные дороги,

И костюмы, и рубашки,

Удивительные чашки!

Вспомните, как тепловоз

Вас когда-то к морю вез…

В его топках нефть горела,

А без нефти что за дело?

И не даром в нашем крае,

Всяк нефтяник это знает,

С нетерпением ее ждут,

Черным золотом зовут.

3 остановка – газ.

Воспитатель: Для чего нам нужен газ? (На карте прикрепляются картинки, где используют газ)

Воспитатель: На западе мало электричества, поэтому там широко его используют в быту, у них вместо электропечей – газовые печи (Печи, которые работают на газе)

Провести опыт «Два шарика» один, заполненный воздухом, другой газом. Сравнить их. Отпустить оба шарика. Шарик, наполненный воздухом, упадёт вниз, а шарик, наполненный газом, поднимется вверх. Почему?

Вывод: газ легче воздуха.

4 остановка – железная руда.

Воспитатель: Что из неё делают? (На карту прикрепляются картинки с предметами, сделанными из железа)

5 остановка – слюда.

Воспитатель: Где используют слюду? (По мере того, как дети дают ответы, где используют слюду, на карте прикрепляются картинки).

Раньше, когда не было оконного стекла, вместо него использовали слюду, её отправляли за границу.

«Посмотри в бинокль» – гимнастика для глаз.

6 остановка – соль.

Воспитатель: Как используется соль? (На карте прикрепляются картинки, где используют соль)

Провести опыт: на растворимость соли в воде. Два камушка: один камушек соли, другой простой белый камушек; два стакана воды. Определить, где находится соль. Камушки опустить в воду, где растворился камушек, там была соль.

Вывод: соль растворяется в воде.

7 остановка – строительные материалы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим и назовём, что находится здесь. Как можно назвать одним словом? (стройматериалы) Для чего они нам нужны? (На карте прикрепляются картинки, где используют строительные материалы)

8 остановка – Золото, самоцветы (клад)

(Дети рассматривают, воспитатель знакомит их с самоцветами, обращает внимание детей на золотые изделия (золотые медали)

Возвращаются в детский сад.

 

План-конспект продуктивной деятельности

Цель: учить лепить геолога.

Оборудование и материалы: пластилин, стеки, подставки, клеенки, матерчатые и бумажные салфетки, композиционная основа для коллективной работы.

Планируемый продукт детской деятельности: фигурка геолога.

Рефлексия: Кто такие геологи? Что они делают? Какие самые известные подвиги геологов мы знаем? Что делали во время войны? Кому помогал их труд? Почему мы можем назвать эту мирную и полезную профессию – профессией Победы?

Презентация: выставка работ детей.

Презентация “Профессия Победы – Геолог”

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сегодня

Суббота, 27 июля 2024

Сайт дистанционного обучения