ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
В связи с каким событием христиане отмечают праздник Пасхи? Почему это радостный день? Какие обычаи есть у православных христиан в этот праздник? Праздновали ли православные верующие Пасху во время Великой отечественной войны? Почему пасха и победа близкие понятия?
Конспект НОД по теме: «ДЕНЬ ВОЕННОЙ ПАСХИ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с героями, подвигами и значимыми событиями Великой Отечественной Войны, формировать представления о празднике Пасха; формировать положительное отношение к традициям Православной культуры.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: Репродукция картины Виктора Кудрина «Пасха» (2008 г.); Татьяны Лушниковой «Пасхальные куличи».
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: Показывает картину Татьяны Лушниковой «Пасхальные куличи»
Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (ответы детей). Правильно! На сегодняшнем занятии мы поговорим о празднике Пасха. Как вы об этом догадались? (ответы детей)
Приближается один из самых важных христианских праздников – Пасха.
Этот светлый день напоминает нам, что Господь привел на землю сына своего — Иисуса, чтобы его смертью очистить наши души от грехов и дать надежду на вечную жизнь. Смерть и воскресение Христа показывают человечеству, что душа наша бессмертна, а праведная земная жизнь дает возможность продолжить жизнь души после смерти в раю, рядом с Богом.
Старинный обычай красить на Пасху яйца появился в память о чуде Марии Магдалины. Она явилась к императору Тиберию и рассказала ему, что Христос воскрес. В подарок женщина принесла обычное куриное яйцо, как символ жизни. Тиберий не поверил и заявил: «Скорее яйцо станет красным, чем мертвец оживёт!»
И тут же на глазах у правителя подаренное Марией яйцо покраснело. Потрясённый Тиберий воскликнул: «Воистину Христос воскрес!» С тех пор верующие на Пасху приветствуют друг друга именно так: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!»
В старину на Руси эта традиция имела и практическое значение: в течение 40 дней Великого поста верующие отказывались от скоромной пищи, в том числе и от яиц. Чтобы яйца не протухли, их красили с луковой шелухой. Так они хранились до Пасхи и отличались по цвету от сырых яиц.
И в сам праздник было принято дарить друг другу не только крашеные яйца птиц, но и деревянные, резные и костяные расписные яйца, украшенные самыми удивительными способами.
Все Православные верующие люди приходят в храм на праздничное ночное Пасхальное богослужение, чтобы вместе порадоваться победе света над тьмой, жизни духовной над смертью, со словами «Христос воскрес!»
Основная часть
Воспитатель: Показывает картину Виктора Кудрина «Пасха»
Пасха и Победа – слова близкие сердцу каждого человека. Пасха – это победа над смертью, победа над врагом. В далекие от нас годы войны, люди тоже очень радовались светлому празднику Пасха, не смотря на очень тяжелое и страшное время.
Во время войны ходила поговорка: «в окопах все верующие». Фронтовая жизнь в ежечасном ожидании смерти, страдания от ран, гибель боевых друзей пробуждали в русских людях желание верить в Бога, в победу высшей справедливости.
4 апреля 1942 года, в день первой военной Пасхи, утреннее радио неожиданно для всех началось сообщением распоряжения коменданта Москвы, разрешающего свободное движение в Москве в ночь на пятое апреля, чтобы все верующие могли совершить пасхальное ночное богослужение. Ради безопасности были запрещены крестные ходы около храма, а так же не включалось электричество. Митрополит Николай объявил о проведении праздничных торжеств. Факт того, что праздник состоится, воодушевил всех. В эту ночь. может быть на одну только ночь в году, разрешено ходить по всему городу всю ночь напролет, ибо, по древнему русскому обычаю, в пасхальную ночь весь город открыт народу, двери церквей раскрыты настежь и сердца людей раскрыты друг перед другом: это первая ночь весны, когда мертвое зерно трогается в рост навстречу свету из земной могилы, когда умерший Иисус воскресает, поправ мрак и смерть.
Священник обращается к верующим: – Братья! Город наш окружен тьмой, тьма рвется к нам на вражеских крыльях. Мы зажжем свечи, которые у каждого в руках, храм озарится светом. Свет, который внутри нас, никакой враг погасить не в силах. Воинство наше – мужья, братья и сыновья, и дочери – в этот час стоит на страже нашей страны против сил тьмы. Храните в себе свет, веруйте в победу. Победа грядет, как светлое воскресение. И, перебегая от свечи к свече, по храму потекла сплошная волна света. Зажигая друг у друга тонкие восковые свечи, каждый стоял с огнем, и весь воздух содрогнулись от весеннего клика: «Христос воскресе!» И каждый понял, что что затаенная во мраке правда живет, не угасает. Что день воскресения близок.
Во время войны люди праздновали Пасху четыре раза, и каждый раз верующих становилось все больше. Последняя военная Пасха, 1945 года была 6 мая, накануне Дня Победы, и совпала с днем памяти Георгия Победоносца. Эта Пасха была самой радостной.
Физкультминутка
Воспитатель:
Пусть навек исчезнут войны,
Чтобы дети всей Земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли.
Как любой праздник, Пасха сопровождается музыкой и песнями. Давайте с вами немного поиграем.
Игра «Катись яичко»
Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами
«Ты катись, катись яичко,
Быстро, быстро по рукам,
У кого сейчас яичко-
Тот сейчас станцует нам».
После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках – танцует под русскую народную мелодию.
Рефлексия
Воспитатель: Подходит к концу наше занятие. Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня узнали. Ребята, о чем мы говорили?
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить украшать узорами символ пасхи – яйцо
Оборудование и материалы: восковые мелки, карандаши, акварельные или гуашь краски, подготовленные раскраски, бумага, кисти.
Планируемый продукт детской деятельности: рисунок.
Воспитатель:
- Самостоятельный выбор детьми материалов для рисования. Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения рисунка материалы).
- Проведение беседы-показа вариантов использования материалов.
- Самостоятельное рисование по собственному замыслу.
- Оформление выставки.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, с каким важным и значимым праздником вы сегодня познакомились? Испытывали вы чувство гордости, когда создавали свои рисунки? Какие цвета вы использовали для рисунка, почему?