ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? Сколько лет она продолжалась? Кто напал на нашу страну? Как называется наша страна в настоящее время? Как можно узнать ветерана Великой Отечественной войны?
Конспект НОД по теме «ДЕНЬ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Цель: Познакомить с термином “Великая Отечественная война”; дать представление, что она была освободительной; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть стойкими, умеющими защитить свою Родину; развивать личность гражданина и патриота России;
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: фотографии, магнитофон, записи песен военных лет.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе или физкультурном зале сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: События Великой Отечественной войны уходят всё дальше в глубь истории. Участников военных событий – очевидцев, которые могут рассказать о войне, становится всё меньше. Однако память о войне не должна быть потеряна. До нас дошли (существуют) предметы военного времени, книги, в которых отражены события военных лет, произведения изобразительного искусства, фотографии, видео материалы. Все эти предметы хранят историю, которой готовы с нами поделится.
Основная часть
Воспитатель: (воспитатель показывает детям фотографии военных лет) Перед рассветом 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны. В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине. Звучит отрывок из песни «Священная война» (сл.В. Лебедева – Кумача, муз. А. Александрова).
Воспитатель: Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт шли не только воины нашей армии, но и женщины и даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями. Как вы думает, что такое «подвиг»? (ответы детей) Это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель: как называют человека, совершившего подвиг? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думайте: почему эту войну называют Великой Отечественной? Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил. Отечество – это Родина, а Отечественная это значит, что вся наша Родина сражалась с фашисткой Германией.
Почти все мужчины ушли на фронт воевать с фашистскими захватчиками, а их жёны и дети ковали победу в тылу, им приходилось работать в тяжёлых условиях. Для победы над врагом надо было снабдить армию всем необходимым: оружием, продовольствием, одеждой. Они собирали танки, вязали тёплые вещи, заботились о том, чтобы на фронте не голодали. Вера, надежда, любовь близких помогла в трудную минуту на передовой солдатам. Вся тяжесть жизни легла на женские плечи. Женщины и подростки копали противотанковые рвы, траншеи, сооружали заграждения, таскали мешки с песком, с землей и перекрывали все улицы, чтобы не подпустить врага к своему городу, селу
Дети, в годы войны помогали старшим на полях, работали в цехах заводов. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Они делали снаряды, ружья, пушки для солдат, шили одежду. Были случаи, когда из-за малого роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте.
Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты. Многие бывшие фронтовики ещё долго помнили девчонок и мальчишек, помогавших им быстрее залечить раны. Также, ребята, помогали семьям фронтовиков: ухаживали за детьми, помогали по хозяйству. Школьницы вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты – красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак. Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и дети бойцов! Ребята стали разбирать письма и носить их по домам. А какими смелыми и отважными были женщины, они были и связистками и врачами и санитарками (дети рассказывают выученные стихотворения).
Ребенок: Пушки грохочут, пули свистят
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка, «давай, поддержу
Рану твою я перевяжу!»-
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла,
Многих сестричка от смерти спасла.
Воспитатель: Целых 4 года длилась война с фашистами. Но, как бы тяжело не было, солдаты честно выполняли свой долг. Много советских людей погибло за Родину.
Вот как о войне рассказывает советский солдат.
«Бой на болоте» А. Твардовский.
Ребенок: Бой безвестный, о котором речь сегодня поведем,
Был, прошел, забылся скоро…. Да и вспомнят ли о нем?
Бой в лесу, в кустах, в болоте, где война стелила путь,
Где вода была пехоте по колено, грязь по грудь.
Бился ль ты в горах Кавказа, или пал за Сталинград,
Мой земляк, ровесник, брат.
Верный долгу и приказу русский труженик-солдат!
Где в трясине, в ржавой каше, безответно- в счет, не в счет.
Шли, ползли, лежали наши, днем и ночью напролет!
Пусть тот бой не упомянут в списке славы золотой,
День придет – еще восстанут люди в памяти живой!
И Россия – мать родная – почесть всем отдаст сполна.
Бой иной, пора иная, жизнь одна, и смерть одна!
Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам послушать песни военных лет!
«Народом созданы тысячи пословиц и поговорок о солдатах, воинской доблести.
“Попурри из песен военных лет» (включается магнитофон)
В них отражена доблесть русского народа за наших воинов, мужественно боровшихся с врагами (дети называют пословицы и поговорки о русском солдате).
Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему война называется Великой Отечественной?
Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил.
Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.
Воспитатель: И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.
И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.
Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.
Великая Отечественная Война закончилась 9 мая 1945 года. Когда наши солдаты водрузили флаг над зданием рейхстага в Берлине.
Ребенок: Какая б ни стряслась над ним беда,
Оно не блекло, не теряло алость.
Нет, знамя не склонялось никогда,
Ни перед кем покорно не склонялось.
Лишь пред погибшим за него в бою
Оно склоняет голову свою.
(Александр Филиппов)
Ребенок: Давно ушла от вас война.
Седыми стали ветераны.
И сорок пятая весна
Доныне лечит ваши раны.
Вы отстояли мир в боях
С врагом жестоким и коварным.
И навсегда в людских сердцах
Ваш подвиг будет легендарным.
И сколько весен не пройдет –
Одну мы помнить будем свято.
Весну, которую народ
Великой сделал в сорок пятом.
(Борис Новиков)
Воспитатель: В какой бы мы хотели жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой, люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
Всем нашим защитникам, ветеранам мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным чистым небом.
Вечная им слава!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
Рефлексия: Дети, что нового вы узнали на занятии? Как вы думаете, почему мы смогли победить в Великой отечественной войне? (ответы детей).
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей)
Воспитатель проводит игры на развитие внимания, воображения, дидактические игры
Воспитатель: Не только отдельные люди, но и целые города покрыли себя бессмертной славой. Этим городам присвоено гордое имя город-герой. Какие города – герои вам известны? (ответы детей)
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. Город Брест принял на себя первый удар. Немецкое командование собиралось захватить небольшой городок и его крепость в первые часы войны. Но маленький гарнизон Брестской крепости сражался целый месяц. Последний защитник был взят в плен на 32-й день войны. На стенах крепости солдаты писали кровью: “Умрем, но не уйдем!”, “Товарищи, отомстите за нас!” За исключительные заслуги перед Родиной в Великой Отечественной войне Брестской крепости присвоено почетное звание “Крепость-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”
Сейчас мы построим свою крепость, чтобы она могла защитить нас от врага. Как известно, чтобы стать солдатом, нужно быть ловким и сильным. Давайте посмотрим, какие вы ловкие и сильные. Мы с вами поделимся на две команды: «Моряки», «Танкисты».
Командам прошу представиться. Команды произносят девизы по очереди.
Девиз команды «танкисты» –
Нам смелым и сильным, и ловким
Со спортом всегда по пути!
Девиз команды «Моряки» –
Тот, кто с нами хочет плыть,
Ловким, смелым должен быть!
Эстафета « Крепость»
Участвуют две команды. Каждый ребенок держит кубик. По сигналу дети по очереди подбегают к указанному месту и ставит свой кубик, строя крепость. Побеждает команда первой выполнившая задание.
Эстафета «Смелые солдаты»
Необходимо проползти под дугами. И обратно передав эстафету товарищу.
Воспитатель: 900 дней выстоял город-герой Ленинград, окруженный со всех сторон. Город-герой Сталинград преградил захватчикам путь к реке Волге. Именно здесь решился исход войны. Защитники Сталинграда говорили: “За Волгой для нас земли нет!” Больше двух месяцев советские солдаты сражались за каждый дом, за каждый этаж.
Эстафета “Кто самый меткий”
Все участники команд по очереди стараются забросить мешочки с песком в корзину капитану. Побеждает команда, в корзине которой окажется больше мешочков.
Воспитатель: А солдатом чтобы стать, нужно многое узнать. Быть проворным и умелым, очень ловким, очень смелым.
- Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему охранять свою. (страну) - Брат сказал: “Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником
– Станешь. (пограничником) - Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном. (корабле) - Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат – военный. (летчик) - Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется. (танкистом) - Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота
– Ждет тебя, солдат. (пехота)
Воспитатель:Мы продолжаем нашу эстафету.
Эстафета «Полоса препятствий».
Все участники команд пытаются пройти полосу препятствий. Подтягивание на скамейке, пройти по массажным кочкам, оббежать конус.
Воспитатель: В армии служат не только люди, но и животные. Какие животные служат в армии? Правильно, лошади.
Эстафета «По коням»
Проскакать на «конях» до стойки которая стоит в другом конце зала обогнуть ее и вернуться и передать следующему.
Воспитатель: Следуя обычному правилу каждый праздник заканчивается салютом. Предлагаю закончить наши соревнования эстафетой «салют»
Эстафета «Салют»
У каждой команды по одной большой корзине на дне корзины лежит по одному мячу разного цвета( красные, синие), а на полу разбросаны мячи на каждого ребенка. Необходимо по команде разобрать мячи по корзинам.
Подведение итогов и награждение детей
Воспитатель: Команды займите свои места. Вот и завершились наши соревнования.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: углубить представление детей о подвиге нашего народа в ВОВ, запечатлённом в произведениях различных видов искусств.
Оборудование и материалы: репродукции картин, иллюстрации, интерактивная доска, презентация, альбом, краски, карандаш, ластик, кисти.
Планируемый продукт детской деятельности: рисунок «На полях сражений».
Рефлексия:
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? (О войне). Какое практическое задание выполняли? Презентация: выставка рисунков.