ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие кинологи? Что они делают? Что делали собаки во время войны? Какие самые известные собаки были во время войны? Памятники собакам Великой Отечественной войны.
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – КИНОЛОГ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией кинолог, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: рассматривание картинок и фотографий с изображением собак, рассказ В. Чаплиной «Мухтар», аудиозапись «Собачья песня» (сл. и муз. С. Никиты), слайды с изображением пород собак, проектор, цветные карандаши, презентация профессии кинолога.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе или физкультурном зале сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: Великая Отечественная война – страшный период в истории страны и именно в это тяжелое для всей страны время наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность. Но они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям – собакам (прослушивание песни «Человек собаке друг», автор слов Михаил Либин, автор музыки Владимир Комаров)
Основная часть
Воспитатель: (загадывает загадку)
В тени под деревом лежит
И двор, и сад наш сторожит.
Не то что настоящий вор –
Прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт.
(Собака, пес)
Ребята, скажите, пожалуйста, о ком пойдёт речь? (ответы детей) Правильно, эта собака. Собаки бывают разных пород. Давайте посмотрим на наш плакат (дети, совместно с педагогом рассматривают плакат с породами собак).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, у кого есть дома собака? Какой породы? Как вы ухаживаете за ней? (ответы детей)
Физкультминутка «Щенок» (выполнение движений в соответствии со словами)
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у собак тоже есть профессии, так же как у людей. Какие профессии собак вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, пожарные, поводыри, спасатели, такие собаки называются «служебные». А вы знаете, кто занимается с собаками? (ответы детей)
Воспитатель: Да, молодцы, это кинологи, они тренируют собак. Для обучения кинологи отбирали только сильных, выносливых псов таких пород как немецкая овчарка, эрдельтерьер, лайка, гончая, кавказская овчарка. Животные были адаптированы к сложным погодным условиям, большим физическим нагрузкам, а также к длительному отсутствию еды. Большую роль в годы Великой Отечественной войны сыграли собаки для спасения нашей Родины от врага. Собаки на фронте сидели в засаде, спасали раненых, искали мины (просмотр презентации). Смелые и быстрые псы день за днём несли постовую, подрывную, связную, санитарную и даже противотанковую службу.
Воспитатель: Ребята, вы знаете известных собак военных лет? (ответы детей)
Воспитатель: Да, верно. Это Джульбарс. Он помогал сапёрам обезвреживать мины. Ещё есть немало известных собак – героев. Овчарка Дина подрывала танки; Рекс проводил связь, доставлял донесение, почту; Мухтар – санитарная собака, помогал раненым, вытаскивал раненых солдат с поля боя (воспитатель показывает презентацию о собаках-героях).
Воспитатель: Ребята, в знак благодарности собакам, участникам и героям Великой Отечественной войны установлены памятники (совместный просмотр и обсуждение слайдов презентации)
Воспитатель:
Он держит ситуацию в контроле.
Он главный, среди всех.
На нюх найдёт преступника на воле,
Тогда преступнику не до потех!
Смотри: это – герой недели!
Он – полицейский пёс!
И если что случиться, он немедля
Бежит на встречу, подняв хвост.
Бежит, спешит, сердечко бьётся:
Он справедливость рвётся в мире защищать,
И, руша все преграды, к правде рвётся.
Ах, если б он награды мог за это получать!
Воспитатель: Теперь вы знаете, кто такие кинологи, и чем занимались собаки во время Великой Отечественной войны.
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю поиграть в подвижные игры. Все согласны? (ответы детей)
Подвижная игра «Лохматый пес»
Цель: формировать навыки двигательной активности детей.
Ход игры: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце площадки за чертой – это дом. Дети тихо подходят к собаке, педагог говорит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Ребенок, изображающий собаку, просыпается встает и начинает лаять. Дети убегают в дом, встают за черту. Игра повторяется, роль собаки получает другой ребенок.
Игра «Собака и котята»
Цель: развитие быстроты движений.
Правила игры: Данная игра проводится как с группой детей, так и с подгруппой. Обычно делим детей на мальчиков и девочек. Считалкой выбирается ребёнок, который будет исполнять роль собаки – Барбоса. Он сидит на стуле с косточкой (гимнастическая палка), дети находятся на противоположной стороне и произносят следующие слова, медленно подходя к собаке.
Вот Барбоса наградили,
За работу кость вручили.
Кость Барбос пожевал
Под конец совсем устал.
Тут котята подбежали
У Барбоса кость забрали.
Раз, два, три, четыре, пять
Ты попробуй кость забрать.
После последних слов ближайший ребенок хватает кость и начинает убегать, в это время все дети разбегаются врассыпную. Барбос старается поймать того, у кого кость. Котенок (ребенок) с костью бежит и на ходу старается передать ее следующему игроку, чтобы его не успели поймать. Следующий также убегает, подыскивая того, кому передаст косточку. Остальные котята (дети) не стоят, они бегают по площадке, и ждут, когда им «достанется кость», когда им передадут «косточку». Пойманный котенок садится на стульчик в роли Барбоса, игра начинается сначала. Важно смотреть, чтобы дети передавали кость на ходу только в руки, а не бросали её. Бросившие кость на пол, выбывают из игры.
Воспитатель: в годы Великой Отечественной войны в армию были призваны около шестидесяти тысяч собак. Собаки на фронте несли службу как в сторожевом, так и в боевом охранении, использовались в засадах и секретах. Были и специальные собаки, обученные разыскивать укрытия вражеских снайперов, санитарные собаки, собаки – связисты.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить лепить из пластилина собаку.
Оборудование и материалы: изображение собак различных пород, пластилин, стека.
Планируемый продукт детской деятельности: поделка собаки, выполненная из пластилина.
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Рассказ воспитателя и совместное обсуждение репродукции картины А. Н. Комарова «Раненый боец с собакой» и другие (по выбору педагога).
Воспитатель:
Сколько сказано слов……..
Может, чья-нибудь муза устала Говорить о войне и тревожить солдатские сны…… Только кажется мне – до обиды написано мало О собаках-бойцах, защищавших нас в годы войны.
Стёрлись в памяти клички, не вспомнить теперь и мордашку……… Мы, пришедшие позже, не знаем совсем ничего. Лишь седой ветеран ещё помнит собачью упряжку, В медсанбат дотащившую с поля боя когда-то его.
|
Батальон окружён; ни еды, ни снарядов, ни связи.
Свистопляска вокруг, и осколков, и пуль круговерть. С донесением псы пробирались и близили праздник, Всем даруя свободу, а себе зачастую – лишь смерть.
И когда в майский день на могилы приходим святые И, святое храня, мы минуту молчанья стоим, То пускай эта дань, и огонь, и цветы полевые Будут памятью светлой, будут скромной наградой и им! (Сергей Ерошенко)
|
- Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций в книгах (подготовлена выставка книг по теме «Кинолог»).
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Лепка с использованием пооперационной карты и собственному замыслу.
- Презентация детьми выполненной работы.
- Оформление выставки.
Рефлексия
Какие профессии собак вы запомнили? Что делали собаки во время войны? Какие самые известные собаки были во время войны?
Презентация: выставка поделок.