ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие топографы? Что они делают? В чем заключается их воинская служба? Что делали топографы во время войны? Как они сражались с врагом? Памятники топографам Великой Отечественной войны.
Герои- топографы моей семьи (прапрадедушки, прадедушки).
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ТОПОГРАФ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией топограф, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: презентация по теме, иллюстрации, изображения топографических знаков.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе или физкультурном зале сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: Говорят, что выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько точно человек выберет свой жизненный путь, зависит, какое место в обществе он будет занимать. И хотя сейчас, вы детки, еще совсем небольшие, но вы уже можете мечтать о том, кем станете, когда вырастите, какую профессию выберете.
Воспитатель: А что такое профессия? Профессия — это работа, которую человек для себя выбрал; дело, которым человек занимается в жизни.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Исправь ошибку» и проверим как вы знаете различные профессии и чем занимаются люди этих профессий.
(Воспитатель бросает мяч ребенку, говорит предложения. Ребенок должен исправить ошибку и вернуть мяч)
В театре играет продавец. (В театре играет актер, а продавец работает в магазине)
В поликлинике работает учитель. (В поликлинике работает врач, а учитель работает в школе)
Космос исследует дворник. (Космос исследует космонавт, а дворник убирает двор)
Таксист водит самолет. (Самолет водит пилот, а таксист водит такси)
Повар продает лекарство. (Продает лекарства аптекарь, а повар готовит блюда)
Доярка работает на комбайне. (Работает на комбайне комбайнер, а доярка доит коров)
Поэт пишет музыку. (Музыку пишет композитор, а поэт сочиняет стихи)
Садовник заботится о лесе. (Заботится о лесе лесник, а садовник заботится о саде)
Полицейский тушит пожар. (Полицейский ловит преступников, а пожарный тушит пожар)
Хлеб выпекает кондитер. (Хлеб выпекает пекарь, а кондитер изготавливает торты)
Основная часть
Воспитатель: А знаете ли вы такую профессию топограф? Топографами называют людей, которые составляют топографические карты. Это очень ответственная профессия, требует аккуратности и внимательности. Раньше топографы при составлении карт исследовали, фиксировали, измеряли участок земли.
Топографы, как и 200 лет назад, помогают армии хорошо ориентироваться на местности и обеспечивают ей тактическое преимущество. В годы Великой Отечественной войны военные топографы принимали активное участие в создании первых подробных карт исследуемых территорий и входили в состав всех экспедиций. От полноты и точности работы военных топографов во многом зависит эффективность применения войск и высокоточного оружия.
В первый год войны было отправлено на фронт более 300 миллионов листов карт. Военным топографам приходилось отыскивать вражеские батареи не только по вспышкам их выстрелов, зачастую они делали это по аэроснимкам, полученным нашими самолетами-разведчиками. Умело изучая и анализируя мельчайшие пятнышки и штришки на аэроснимке, они обнаруживали хитроумно замаскированные орудия противника и определяли их координаты.
Однажды, Сов Информбюро, сообщило, что военный топограф В. Н. Нилов с группой разведчиков 12 суток находится в тылу врага. Он обнаружил и передал своему командованию координаты 150 позиций артиллерии и других объектов врага. За этот подвиг лейтенант В. Н. Нилов был награжден орденом «Отечественной войны».
Хорошие топографические карты были нужны всем: и командиру взвода, и командующему фронтом, и пехотинцу, и танкисту, и летчику… Особенно были необходимы они партизанам. Известный партизанский командир Герой Советского Союза генерал М. И. Наумов в своих воспоминаниях сказал: «Вот оно …оружие командира… Можете не давать мне ни пулеметов, ни патронов, снабдите только хорошей картой, и я буду чувствовать себя вооруженным».
Военные годы в прошлом, но и сейчас профессия топограф очень важна.
Топограф занимается отображением местности на планах, измерением поверхности Земли, съемкой рельефа, ориентированием. Планы и карты, созданные топографом, используются в строительстве, разработке месторождений, военном деле и других сферах.
Давным-давно, когда появилась необходимость создавать карты – сразу возникла сложность. Каждый составитель изображал предметы, здания и природные объекты по – разному. И тогда люди договорились. Была создана система топографических знаков, понятная для всех.
Посмотрите на доску, сегодня мы с вами выучим несколько обозначений.
1 задание – «Вот такие знаки»
Ребята зарисовывают в тетрадях все схемы, подписывают их.
Каждый знак описывается воспитателем подробно.
Проговаривается цвет. «Озеро, пруд», «Река», «Родник», «Колодец».
Теперь посмотрим, как изображают растительность. «Лиственное дерево», «Хвойное дерево», «Кустарник», «Лес», «Фруктовый сад», «Поле, луг».
Ещё осталось запомнить знаки: «Шоссе», «Тропинка», «Грунтовая дорога», «Мост», «Каменное здание», «Деревянное здание.
2 задание – «Отгадай»
Воспитатель: Молодцы, теперь такое задание. Я вам показываю карточки с изображением топографических знаков. А вы отвечаете, что обозначает этот знак. После ответа карточки переворачиваются другой стороной, где тот же участок нарисован и мы можем проверить ваш ответ. Играем!
Рефлексия
Молодцы ребята, вы здорово справились со всеми заданиями. Вспомнили известные вам профессии, познакомились с профессией топограф. Узнали какие топографические знаки используют для составления карт. Узнали о важности и необходимости карт для удачных военных операции во время Великой Отечественной войны.
Спасибо нашим героям Великой отечественной войны за мирное небо над нашей головой и за то что все свои знания мы можем применить не в бою, а на учебе, на работе и в игре. Их подвиг мы не забудем никогда!!
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей)
(Воспитатель проводит игры на развитие внимания, воображения, дидактические игры)
Игра « Найди клад»
Дети делятся на 2 команды, каждая команда получает план – карту. Двигаясь по направлениям карты и обозначениям на карте дети находят «Клад»
Клад, это инвентарь для последующих игр (мяч, обручи, скакалки).
Игра «Внимание»
Воспитатель: Топограф должен быть очень внимательным и иметь хорошую память.
(Мячи лежат в обручах на земле в определённом порядке.
1-игрок должен запомнить расположение мячей, он отворачивается,
2- участник игры меняет мячи местами. 1-игрок должен вернуть мячи на место)
Игра «Полоса препятствий»
Дети должны преодолеть препятствия: пройти по скакалке, попрыгать через обручи, перепрыгнуть мячи, бросить мяч в обруч и другие.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить создать карту.
Оборудование и материалы: Незримка, топографические знаки, фланелеграф, иллюстрации с изображениями памятников Победы в Санкт- Петербурге, лист ватмана, цветные карандаши.
Планируемый продукт детской деятельности: коллективная работа – карта.
Воспитатель: Незримка прибыл к нам в гости, чтобы познакомиться с военной историей нашего города, увидеть памятники посвященные Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Но он заблудился и очень просит помочь ему и составить карту, с помощью которой он смог бы познакомиться с историей военных лет и почтить память героев. Давайте поможем Незримке и составим карту. Для этого нам нужно повторить топографические знаки.
Игра «Топографический диктант»
(Текст рассказа выведен на экран Интерактивной доски.
Воспитатель читает рассказ, в котором вместо слов нарисованы знаки.
Дети должны узнать знак и произнести название объекта, который обозначает этот знак)
Текст диктанта (читает воспитатель, дети проговаривают).
Мы пошли в поход. Сначала ехали по шоссе на автобусе. Потом вышли на остановке, где росла берёза и свернули на тропинку. Она привела нас в лес. В лесу было хорошо. Звонко пели птицы. Выйдя из леса, пошли по сельской дороге через поле. Перешли по мосту реку. Вот мы и в деревне. Она маленькая, всего 10 домов деревянных и 1 каменный. Мы заглянули в сад и посидели под яблонями в тени. Воду взяли рядом, из колодца. Потом ходили купаться на пруд. По берегам пруда росли кустарники. Вечером мы вернулись домой.
Все отлично справились с заданием!
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в топографов, и попытаемся создать свой план местности и поможем Незримке.
- Обсуждение с детьми памятников, с которыми мы будем знакомить Незримку.
- Подборка иллюстраций с памятниками Санкт-Петербурга.
3.Создание плана-карты на фланелеграфе (совместная работа).
- Перенос на лист ватмана данного плана.
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов для работы (краски, карандаши, мелки).
- Самостоятельное рисование по замыслу.
- Презентация детьми карты
Рефлексия: Ребята, мы помогли Незримке, он сможет поближе познакомиться с нашим городом и с его героическим прошлым. Давайте вспомним, с какой профессией вы сегодня познакомились? Кто такие топографы? Чем они занимаются? Как они помогали в годы войны сражались с врагом?