Социальные акции и волонтёрское движение в детском саду
Указ о проведении в России Года добровольца
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ И ПРОВЕСТИ СОЦИАЛЬНО-БЛАГОТВОРИТЕЛЬНУЮ АКЦИЮ?
Пошаговая технология
1 шаг: Выявление социально значимой проблемы, на которую следует обратить внимание ребенка/детей.
Например:
– необходимость помощи и сохранения природы, животного мира, соблюдения правил безопасного поведения в окружающем мире (экология, ОБЖ);
– необходимость сохранения объектов и ценностей культуры;
– необходимость чтить, защищать, охранять свою малую и большую Родину (патриотизм);
– необходимость помогать нуждающимся в помощи людям.
2 шаг: Поиск социальных партнеров, заинтересованных в проблеме.
3 шаг: Определение масштаба участия воспитанников (только старший дошкольный возраст, весь контингент детского сада).
Работа с детьми и родителями в ДОУ:
– вводное анкетирование взрослых и опрос детей (знание о проблеме);
– ознакомление с темой, проблемой (беседы, занятия, проекты в группах); знакомство и обсуждение художественной литературы, картин известных художников;
– мероприятия с социальными партнерами в ДОУ, позволяющие глубже изучить проблему (интерактивные занятия в/вне ДОУ);
– участие детей в конкурсах, олимпиадах, праздниках, квестах, флешмобах по теме;
– изготовление итоговых продуктов по теме (фильмы, видеоклипы, презентации, плакаты, поделки, рисунки, оформление уголка в группе и т.д.).
4 шаг: Рассмотрение возможностей для реализации социальных акций по темам.
Определение уровня выбранной социальной акции (в ДОУ, район/город, страна/мир).
Разработка механизма участия ДОУ в конкретной социальной акции.
Участие в социальной акции
5 шаг: Рефлексия:
– получение грамот, призов;
– обсуждение, выводы;
– финальное анкетирование взрослых и опрос детей по проблеме акции;
– размещение статей, участие в семинарах и конференциях по теме социальной акции.
Примеры реализации социальных акций
В ЧЕМ ЗНАЧИМОСТЬ И ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА?
- Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!
- С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания), который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).
- Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.
- Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.
Какие существуют подходы к классификации социальных акций?
С детьми дошкольного возраста акции могут иметь различную направленность: исследовательские (проведение опроса разных групп населения); благотворительные (сбор вещей, книг и прочего для передачи их целевой группе); социально-педагогические (влияющие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему); социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к национальной культуре – своей и другой, толерантность).
Социальные акции можно классифицировать:
- по масштабу участия ДОО:
- одна группа;
- возрастная параллель (только подготовительные группы);
- все группы ДОО.
- по уровню участия:
- в ДОО;
- районный;
- в городе;
- междугородний:
- Всероссийский;
- Международный.
- по предмету преобразования: (именно этот подход стал для нас основным)
- Социально-благотворительные (для человека);
- Экологические (для природы);
- Культурные (для объектов и предметов культуры);
- Патриотические (для района, города, страны).
Примерная тематика социальных акций, организованных в детском саду:
- Акции, ориентированные на помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому», «Оберег для особого ребенка», «Милосердие», «ДоброПочта» и др.);
- Акции экологической направленности («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы», «Герб природы», «Превращения мусорной кучи», «Спаси лес – утилизируй батарейку» и др.);
- Акции здоровьесберегающей направленности («Как сохранить здоровье», «Витамины на подоконнике», «Красота и здоровье», «Добрые поступки – доброе здоровье», «Режим дня для малышей», «Пьем кефир вместе» и др.);
- Акции, направленные на безопасное поведение, заботу и порядок в быту («Безопасная дорога», «Идем в гости», «Защити себя сам», «В гости к книгам», «Книжка заболела», «Сломанные, но любимые», «Вторая жизнь игрушек», «Починим, зашьем, помоем» и др.);
- Акции патриотической и исторической (культурной) направленности: («Патриоты», «Моя малая Родина», «Такие разные традиции», «Письмо в прошлое», «Письмо неизвестному солдату», «Наш бессмертный полк» и др.);
- Акции, посвященные праздничным дням, памятным датам и иным значимым событиям («Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «День города», «День рождения детского сада», «Добрые дела к Новому году», «День этикета», «День красивой речи», «День улыбки» и др.).
При проведении социальной акции всегда следует учитывать возраст, возможности и индивидуальные особенности детей-участников. Им должны быть понятны цель, смысл деятельности и конечный результат (польза).
Каждая акция состоит из трех этапов: организационного, практического и итогового.
1-й этап – организационный. При разработке и подготовке акции следует определить вместе с детьми, на решение какой социальной проблемы она направлена, каковы ее целевая группа, цель и результат (что мы хотим?). Также следует продумать форму проведения акции (что это будет?) и ее продукт.
2-й этап – практический. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) или несколько, следующих друг за другом (беседа о птицах, рисование/лепка птиц, изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
3-й этап – итоговый. Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, «обратную связь» и определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость повторить, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции и т.п.
ИТОГИ ПРОЕКТА
Победитель Всероссийской выставки-смотра “Детский сад: мир любви, заботы и внимания” в 2018 г.
III место в Региональном этапе Всероссийского Конкурса Министерства Образования и науки Российской Федерации и Синодальный отдел религиозного образования и катехизации при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в федеральных округах в области образования «За нравственный подвиг учителя» – 2018 год в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»
Возрождение добровольной и волонтерской помощи в России
Библиотека книг “Добровольчество”
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ” О ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ В РОССИИ”
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ “100 ДОБРЫХ ДЕЛ”
Презентация проекта “100 Добрых Дел”
Макет работы с социальными акциями
Методическое пособие “Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду” стало результатом работы образовательного учреждения в статусе региональной экспериментальной площадки по теме «Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» в период с 2015-2017 гг.
Основной идеей сетевого взаимодействия является ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, которую мы представили как модель, реализуемую тремя подпрограммами:
«Социализация средствами искусства»
«Социализация и здоровье»
«Социальные акции и детское волонтерство»
Так же в рамках реализации РЭП представлены:
- Диагностические материалы, направленные на оценку готовности участников образовательного процесса к реализации сетевого взаимодействия;
- Методические рекомендации с описанием примеров совместных проектов между дошкольной образовательной организацией и социальными партнерами;
- Образцы и шаблоны локальных актов организации сетевого взаимодействия;
- Диагностические материалы по оценке эффективности реализации модели;
- Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (Кластер) “Организация сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации”.
Формирование эмпатии дошкольников (видео)
Конкурсный проект “Добровольцы России -2018”. Проект “100 Добрых Дел” в аспекте решения задач позитивной социализации дошкольников.
Конкурсный проект “Добровольцы России -2019”
Кристесашвили Ольга Владимировна “Доброволец России”
Отзыв по Проекту “100 Добрых Дел”
Практические аспекты изучения эмпатии у старших дошкольников
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА “Проективные диагностические картинки”
(Художник: Воронина Наталья Александровна, педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №62 Приморского района г. Санкт-Петербурга)
В качестве дополнения к проективным ситуационным картинкам можно использовать авторские стихи, подготовленные к каждой ситуации и картинкам-разрешениям.
Стихи способствуют более глубокому погружению ребенка в проблемную ситуацию.
Мальчик мучает котенка или малого кутенка…
Значит, мальчик тот плохой, бессердечный он и злой!
А другой проходит мимо, молча и невозмутимо.
Трус он, значит, побоялся, хулигана испугался.
Третий вот не забоялся, даже и не колебался.
Сразу крикнул: «Отпусти!», чтоб котёночка спасти.
Третий папе рассказал, живодера показал.
Папа сильный, он поможет, он мальчишке скажет строже:
– Отпусти его! Довольно! Он – живой. Ему же больно!
Ты – мужчина, ты – защитник, так не мучай беззащитных!
Как бы ты здесь поступил? Испугался б, отступил?
Или все же защитил?!
(Сакинат Азноровна Мусукаева)
В лес пришел шалун Матвей: «Где живешь ты, муравей?
Домик твой я разорю, что внутри, я посмотрю».
Подошел к нему Георгий: «Муравейник ты не трогай,
Муравья обидеть просто – он ведь маленького роста»!
Но Матвей лишь рассмеялся, за свое он снова взялся…
Недолго думал наш Георгий – брата крикнул на подмогу!
(Евгения Валентиновна Старина)
Бросил я бутылку в урну – не попал, но брать не буду!
Кто-нибудь же подойдет и, конечно, уберёт.
Шёл оттуда, шёл и думал, много дум я передумал:
«Если мусор бросит каждый, значит, город будет грязный!
Кто бутылку, кто бумажку, сигарету… просто страшно –
Будут в мусоре дороги, школы, парки и пороги…
Будем все гулять по грязи, если бросит что-то каждый…»
Тут мне стало очень стыдно и за город свой обидно.
Я вернулся, взял бутылку и забросил ее в урну –
Сразу стало веселее, стало чище и светлее!
Для себя решил я строго: просто так вот, по дороге,
Я не брошу сор ни разу, а найду там урну сразу!
(Сакинат Азноровна Мусукаева)
Ай-ай-ай! Какая жалость: книжка новая порвалась!
Да и пусть валяется – Алешу не касается!
Книжка на полу лежит, очень жалок ее вид.
Петя охает, вздыхает, как помочь он ей – не знает!
Книжку подобрал Матвей, взял он кисточку и клей,
Склеил книжную обложку – будет книжечке одежка!
(Евгения Валентиновна Старина)
Потерялась девочка, плачет – не унять!
Шел подросток мимо – не стал ей помогать.
А другой – ребенка начал утешать.
Помощи у взрослого третий попросил,
С малышкой ситуацию мужчине объяснил.
Помогут они девочке родных своих найти,
Здоровой, невредимой домой скорей прийти.
(Алла Владимировна Иванова)
«Ай-ай-ай! Трубу прорвало!» – Интересно Васе стало…
Он стоит, разинув рот, а вода рекой течет!
Все сильнее бьет фонтан. Мимо проходил Руслан:
«Ну и пусть себе течет!» – И свернул за поворот.
Бьет фонтан, вода бежит, а Максимка наш кричит:
«Аварийную бригаду вызывать скорее надо!»
(Евгения Валентиновна Старина)
Ночью ветер бушевал –
Ветку дерева сломал.
Вышел погулять Сережа:
«Кто же дереву поможет?»
Он задумался, и вот –
Папу за руку ведет!
Папа, хоть не Айболит,
Но, проблему разрешит.
Ветке сделал он опору,
Бинт и скотч пришелся впору.
Скоро рана заживет,
Свежей коркой зарастет.
А весной набухнут почки,
И появятся листочки,
Дуб листвою зашумит,
Дуб «спасибо» говорит.
(Евгения Валентиновна Старина)
Остановка. Ждём автобус вместе –
Я и тётя в странном кресле.
Рядом девушка читает,
Ничего не замечает:
Транспорт прибыл. Поспешили,
Мы вперед войти решили,
Ну, а тётя вслед за нами,
На коляске – не ногами!
Здесь слова я вспомнил папы:
«Помогать нам надо слабым,
Инвалидам очень трудно.
А помочь – одна минута»!
Подбежал, но не могу:
– Подождите, позову! –
Подрасти бы поскорей,
Стать постарше и сильней.
Мы вдвоем ее катили
И в автобус посадили.
Тётя рада, я – вдвойне,
Что-то светится во мне!
(Сакинат Азноровна Мусукаева)
Бедный Тобик замерзает –
Снег на лапочках не тает!
Весь в снегу, как снеговик,
Пес к морозу не привык.
Вот шагает мальчик Вова –
Вове скука не знакома.
Тобик хвостиком виляет
Друга он найти мечтает.
Но Володе дела нет –
В гости шел он на обед.
Вскоре кончилась беседа
У знакомого соседа.
Вновь шагает мальчик Вова –
Вове скука не знакома.
Тобик тихо так скулит,
В том же месте все сидит.
Стал Володе интересен Тобик,
Тронул он его холодный носик,
Песика он пожалел –
Шапку, шарф ему надел.
В дом зашел наш мальчик Вова –
Вове скука не знакома.
«Здесь тепло, уют, покой, пес там воет под луной»…
Вот игрушки, книги, «Lego»…
Только нет у Вовы друга
Для веселого досуга.
Пес мечтает о тепле –
Вова взял его к себе!
(Екатерина Ахтырская, 12 лет)
Разработанные проективные ситуационные картинки, после проведения диагностики эмоциональной эмпатии, можно использовать в качестве настольной игры, в самостоятельной и совместной деятельности детей, что даст педагогу возможность наблюдать за проявлениями эмпатии детей в развитии.
Проект «Материнство в мировом изобразительном искусстве»
Социальная благотворительная акция экологической направленности для детей старшего возраста “ДЕРЕВО ДРУЖБЫ”
Игры по ФК направленные на воспитание эмпатии
Подборка материалов ко Дню Победы
Музыкальная гостиная «Народное искусство – родное сердцу чувство»
В год добровольца в России приглашаем всех присоединиться к нам: «Жизнь дана на Добрые Дела!»