ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №62 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ТЕЛЕФОН, ФАКС ПРИЁМНОЙ:

(812) 342-81-36

 

197227,

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛ. ГАККЕЛЕВСКАЯ, Д.33, К.2

 

E-MAIL: DSAD62SPB@MAIL.RU

info.gbdou62prim@obr.gov.spb.ru

 

ЧАСЫ ПРИЁМА ЗАВЕДУЮЩЕГО:

ВТОРНИК 15:00-18:00

ЧЕТВЕРГ 10:00-12:00

13 ЯНВАРЯ ПРОФЕССИЯ ПОБЕДЫ – ПЕЧАТНИК

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

Кто такие печатники? Что они делают? В чем заключалась их деятельность? Что делали печатники во время войны? Какую продукцию печатали в года Великой Отечественной войны?

 

Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ПЕЧАТНИК»

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией печатник, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Оборудование и материалы: презентация.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Про Великую Отечественную войну написаны книги, сняты фильмы – документальные и художественные, но о работе печатников в этот период есть лишь отрывочные сведения, мелькающие в исторических материалов. На сегодняшнем занятии я расскажу вам о профессии печатник и таких направлениях военной полиграфии, как открытки и агитационные рисунки (плакаты).

Основная часть

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто такой печатник и чем он занимается? (ответы детей) Печатник — многозначное слово: печатник — сокращённое от книгопечатник, а также сотрудник типографии. Печатник — чин в Русском государстве должностных лиц печатного приказа. Печатник — хранитель печати в Русском государстве (просмотр презентации по теме «История книгопечатания»).

Воспитатель: Совсем другая история у Открытки. Первоначально открытка была просто открытым письмом без конверта. Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года.

В суровые годы Великой Отечественной войны, когда миллионы разлученных людей с тревогой и надеждой ждали вестей от близких, самым радостным приветом для них была почтовая открытка.

В это время в стране был острый дефицит бумаги и по этой причине уже в августе 1941 года был прекращен выпуск 20 центральных газет и 179 журналов. Тем не менее это никак не коснулось тиражей открыток.

В первые месяцы войны наибольшее распространение получили простая почтовая карточка и письмо-треугольник (по-особому свернутый лист бумаги), на которые даже не требовалось наклеивать почтовые марки, так как большинство корреспонденции в военные годы пересылалось бесплатно.

В целях безопасности запрещалось печатать открытки с панорамными видами городов.

Герои почтовых карточек – суровые войны, храбрые медсестры, труженики тыла – были понятны и бесхитростны, и народ им верил. Они не улыбаются и не смеются, они призывают в бой, к воинскому и трудовому подвигу. Глядя на них, даже сегодня, спустя 75 лет после окончания войны, нельзя остаться равнодушным.

Отдельная серия открыток была посвящена Героям Советского Союза с их портретами и описанием подвига. Такие карточки играли роль своеобразного источника информации, предназначенной для распространения среди солдат и офицеров Красной Армии, а также среди мирного населения. Так о подвигах героев узнавала вся страна.

Также в годы войны началась массовая популяризация великих русских полководцев – Суворова, Кутузова, Александра Невского. Их именами называли ордена, о них снимали фильмы, миллионными тиражами выпускались открытки с их портретами и знаменитыми изречениями.

Огромное значение на войне играла песня. Она вдохновляла на бой, согревала, помогала жить, сражаться и верить в победу. Поэтому большим успехом пользовались открытки со словами русских народных и советских песен, таких как: «Синий платочек», «Землянка», «До свиданья города и хаты» и других. Текст песен размещался на лицевой или адресной стороне в зависимости от типа открытки, но всегда сопровождался иллюстрацией. И, конечно, огромными тиражами выпускались открытки с Гимном Советского Союза.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает как называется коллекционирование открыток? (ответы детей) Это сложное слово – филокартия.

Воспитатель: В июне 1941 года вышел первый плакат «ОКНА ТАСС». Красочные агитационные рисунки со стихотворными текстами были созданы по примеру «Окон сатиры РОСТА» Владимира Маяковского.

Творчество художников, поэтов, журналистов, составивших во время Великой Отечественной войны основной костяк печатного объединения «Окна ТАСС», справедливо считают мощным пропагандистским оружием, опытом пропаганды героического наследия нашего народа, борьбы с пороками общества, а также призыва к борьбе с врагом (педагог показывает детям презентацию).

Воспитатель: Плакаты изготавливались художниками и тиражировались не типографским способом, а с помощью трафаретов, вручную, в коллективе было более 130 художников и 80 поэтов.

Каждый выпуск «окон» в действующей армии ждали не меньше, чем поставок боеприпасов и военной техники. Как только по радио передавали сообщения Совинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты, нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях — не более 4 часов!

Особой популярностью на фронте пользовались карикатуры на Гитлера.

Нет сомнения в том, что «Окна ТАСС» навсегда останутся одной из ярких страниц в истории культуры нашей страны. А высокая гражданская позиция печатников, которые своим самоотверженным трудом в художественных мастерских на Кузнецком мосту приближали Победу, без сомнения, является образцом служения Родине и своему народу.

 

Деятельность на прогулке

Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю вам поиграть в подвижные игры. Все согласны? (ответы детей)

Воспитатель проводит игры на развитие внимания, воображения, ловкости, дидактические игры

Давайте проведем несколько игр, за каждую проведенную игру вы будите получать в качестве приза карточку с буквой. В конце прогулки мы с вами соберем слово. Вам нравится мое предложение (ответы детей).

Игра «Отгадай загадки»

(детям предлагается отгадать загадки на тему «Сказочные герои»)

  1. Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети? (семеро козлят)
  2. Была она артисткой
    Прекрасной, как звезда,
    От злого Карабаса
    Сбежала навсегда. (Мальвина)
  3. Вот совсем нетрудный,
    Коротенький вопрос:
    Кто в чернилку сунул
    Деревянный нос? ( Буратино)
  4. Человек немолодой
    Вот с такущей бородой.
    Обижает Буратино,
    Артемона и Мальвину,
    И вообще для всех людей
    Он отъявленный злодей.
    Знает кто-нибудь из вас
    Кто же это? (Карабас)
  5. Чуть больше ноготка.
    В кроватке из ореха
    Девочка спала.
    И такою маленькой
    Милою была.
    Ты читала такую книжку?
    Как зовут эту малышку? (Дюймочка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы отгадали все загадки и получаете карточку с буквой  «К»

Игра «Угадай героя»

(детям предлагается изобразить любого литературного героя, так, чтобы остальные ребята смогли догадаться кто он такой. (Буратино, волк, Карлсон, красная шапочка, робот, кот Матроскин ….)

Воспитатель: Ребята, вы справились и с этим заданием. Очень интересных героев вы изображали. За выполненное заданиие и получаете вторую букву «Н». Ребята, а вы знаете как скрепляются странички в книжках? (ответы ответов). В книгах странички могут быть проклеены клеем, а могут быть прошиты нитками.

Игра «Ниточка с иголочкой»

Правила игры: один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взросло­го «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно провести несколько раз и менять ведущего.

Воспитатель: Ребята, за эту игру вы получаете третью карточку с буквой «И».

Игра «Придумай сказку»

Воспитатель называет главного героя сказки, а дети придумывают коллективную сказку, где главный герой встречается с выбранными детьми персонажами. Каждый ребенок придумывает по строчке для коллективной сказки.

Воспитатель: За отлично придуманную интересную сказку дети получают еще одну букву «Г».

Игра «Абракадабра»

Детям надо из абракадабры, которая получается, когда читаешь слово по буквам, составить слово, чтоб понять смысл зашифрованного текста. (Например: книга твой друг, без нее, как без рук)

Воспитатель: За успешное выполнение пятого задания вы получаете последнюю карточку с буквой  «А». Теперь возьмите карточки и составьте слово –«КНИГА».

Воспитатель: Во все времена, книга была большим помощником человеку. А дом, где живут книги – называют библиотекой. Вы сегодня большие молодцы прогулка окончена, возвращаемся в группу.

 

План-конспект продуктивной деятельности

Цель: учить изготавливать открытку.

Оборудование и материалы: листы бумаги, картона, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, клей, раскраски.

Планируемый продукт детской деятельности: открытка.

  1. Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
  2. Рассказ воспитателя о открытке.
  3. Самостоятельное рассматривание коллекции открыток.
  4. Самостоятельный выбор детьми материалов для рисования (восковые мелки, карандаши, фломастеры, подготовленные раскраски). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
  5. Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения рисунка материалы).
  6. Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
  7. Самостоятельное рисование по собственному замыслу или раскрашивание, заранее подготовленных раскрасок.
  8. Презентация детьми изготовленных открыток.
  9. Оформление выставки открыток.

Рефлексия: Кто такие печатники? Что они делают? В чем заключалась их деятельность? Что делали печатники во время войны? Какую продукцию печатали в года Великой Отечественной войны?

Презентация: выставка открыток.

Презентация “Профессия Победы – Печатник”

Презентация “Профессия Победы – Печатник (сатира)”

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сегодня

Пятница, 19 апреля 2024

Сайт дистанционного обучения