ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие метеорологи? Чем они занимаются? Что делали метеорологи во время войны? Почему работа метеоролога была очень важна? Какими чертами характера должен обладать метеоролог?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – МЕТЕОРОЛОГ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией метеоролог, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: проектор, презентация, термометры, шишка, флюгер, ветряной рукав, календарь погоды, дневники наблюдений.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: Великая Отечественная война – одно из тех значимых исторических событий, память о которых не стирается со временем. Все дальше и дальше уходят от нас страшный июнь сорок первого и ликующий май сорок пятого; все меньше становится среди нас участников в той войны. Однако воспоминания о тех давних событиях остаются в нашей памяти.
Основная часть
Воспитатель: Сегодня речь пойдет о людях, которые во время войны работали с самой непокорной и изменчивой погодой. Ее нельзя починить, как танк, и практически невозможно на нее повлиять. Можно только правильно предсказать.
Воспитатель: Ребята, а вы, собираясь в детский сад, спрашиваете у родителей, какая сегодня будет погода? Слушают ли ваши родители по радио и телевидению прогноз погоды? Почему люди хотят знать, какая будет погода? (ответы детей) Знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды? (ответы детей)
Воспитатель: Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Метеорологи стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности. Метеорологи могут предсказывать погоду и на территории огромной страны и в маленьком городе.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам необходимо знать, какая будет погода? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим для работы людям многих профессий. Например, летчикам для безопасных полетов, строителям, штурманам кораблей и многим людям других профессий. Как вы думаете, как состояние погоды может отразиться на их работе? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Особенно важна была работа метеорологов во время Великой Отечественной войны. От плохих прогнозов могла пострадать не только авиация, но и сухопутные войска. Вспомните «Дорогу жизни»: если бы не ранний лед, который сковал берега, не удалось бы спасти столько людей в блокадном Ленинграде. Осадки, грязь на дорогах и слякоть – всё это влияло на проходимость техники, и на исход боевых действий. В документах военных лет говорится «погода есть элемент боевой обстановки». Поэтому к прогнозам военные относились очень серьёзно.
Воспитатель: Давайте немножко отдохнем и разомнемся. (проводит физкультурную минутку)
Физкультминутка «Дождик»
Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)
Вот и тополь стал зеленый,
Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево – вправо)
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий-синий.
В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)
Воспитатель: Как же метеорологам удаётся предсказать погоду? (ответы детей)
Воспитатель: Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование, позволяющее определять направление и силу ветра, уровень осадков, высоту снежного покрова, солнечную активность. Результаты наблюдений называют замерами, метеорологи заносят их в дневник. Это дневник наблюдений (просмотр и обсуждение слайдов презентации с изображением метеорологических устройств)
Воспитатель: Когда профессии метеоролог не существовало, погоду предсказывали по растениям, а также по поведению птиц, животных и насекомых. Такие растения и животные называются природные барометры. Вот один из них, это барометр из шишки. В сухую погоду шишка хорошо раскрыта, а на влагу она начинает закрываться. Давайте проверим и проведем наше первое исследование с шишкой. (Дети опускают в воду сухую шишку, в воде она начинает закрываться. Затем достают из воды и оставляют её высыхать)
Воспитатель: Для измерения температуры воздуха служит прибор – термометр. Давайте рассмотрим термометр. Главные части термометра – стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала – пластинка с делениями. Каждое деление на шкале обозначает один градус. Возле больших делений стоят цифры, которые показывают число градусов. В середине шкалы вы видите ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов (рассматривание термометра).
Воспитатель: Чтобы понять, как работает термометр, проведем опыт?
Опыт №1. Опустим термометр в стакан с тёплой водой. Что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра?
Опыт №2. Перенесём термометр в стакан с холодной водой. Что теперь происходит со столбиком жидкости в трубке? (проводят опыты)
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня узнали? Кто такие метеорологи? С помощью каких устройств метеорологи измеряют погоду? В чем заключалась их воинская служба? Почему во время войны работа метеоролога была очень важна? Что было самым интересным сегодня на занятии?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, давайте разделимся и будем измерять показатели погоды, после чего их сверим и правильные занесем в наш календарь. Но прежде вспомним, как измеряется температура, определяется направление и сила ветра, влажность воздуха. Обратите внимание на облачность. Температура измеряется относительно 0 градусов, влажность: если шишка раскрыта – воздух сухой, если она закрывается, то влажный; если облака темные, то скорее всего будет дождь; если флюгер движется, значит есть ветер, если ветряной рукав сильно надувается – дует сильный ветер.
(Дети делятся на группы и измеряют показатели погоды, используя подготовленные устройства. Смотрят, сколько градусов показывает термометр на солнце и в тени? С помощью флюгера и ветряного рукава определяют, есть ли сегодня ветер? С какой силой и с какого направления он дует? С помощью барометра – сосновой шишки, определяют влажность)
Воспитатель: Уважаемые метеорологи, вы закончили? Давайте проверим ваши показания, обобщим наши наблюдения и составим прогноз погоды на сегодня. Какая сегодня погода? Прогноз мы занесем в календарь погоды и дневники наблюдений.
Воспитатель: Мы с вами отлично поработали, а теперь предлагаю провести подвижную игру.
Подвижная игра «Тучка и дети»
(Ведущий – тучка надевает шапочку, детям нужно перебежать из одной части площадки в другую по команде)
Воспитатель:
Тучка по небу ходила, тучка детям говорила:
Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.
Дети:
Нам не страшен дождь и гром.
Мы сейчас домой пойдем!
(После этих слов дети пытаются перебежать на другую сторону группы, кого тучка поймала – выходит из игры)
Воспитатель: В любую погоду: в дождь, снег, сильную жару работают метеорологи. Они не могут оставить свой пост ни на минуту, ведь от их работы зависит жизнь и здоровье людей. Это очень нужная и ответственная работа. Вы сегодня большие молодцы, прогулка окончена, возвращаемся в группу.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить клеить ветряк.
Оборудование и материалы: клей, цветной картон, карандаш, цветные ленты.
Планируемый продукт детской деятельности: объемная аппликация.
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций в книгах.
- Самостоятельный выбор детьми материалов для аппликации (цветной картон, карандаш, цветные ленты). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения аппликации материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Презентация детьми собственных аппликаций.
- Оформление выставки.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, с какими устройствами вы сегодня познакомились? Кто такие метеорологи? Где они служат? Какими качествами должен обладать метеоролог?
Презентация: выставка ветряков.