ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие снайперы? Где они служат (в каких отрядах)? Что они делают? В чем заключается их воинская служба? Как они сражались с врагом? Как зовут наших героев-снайперов? Как увековечены их имена (названия улиц, городов, поселков, кораблей)? Какие памятники снайперам Великой Отечественной войны вы знаете?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – СНАЙПЕР»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией снайпер, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: магнитофон, записи песен военных лет, прицел, бинокль, камуфляжная накидка, проектор, презентация.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе или физкультурном зале сидят на стульях/ковре/скамейке)
Звучит песня «Священная война».
Воспитатель: 75 лет назад 22 июня в 4 часа утра 1941 года, когда города и сёла нашей Родины еще спали, фашистские самолёты стали бомбить города. Бомбы сыпались на детские сады, больницы и жилые дома. Фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Так началась Великая Отечественная война, потому, что вся страна от мала до велика, поднялась на борьбу с врагом за родное Отечество. Да, это была очень страшная война. Фашисты хотели захватить нашу родину. Целых четыре года сражался наш народ с фашистской армией.
Основная часть
Воспитатель: (достает из старого чемодана бинокль) Посмотрите, кто знает, как называется этот предмет (ответы детей). Правильно, это бинокль. Все началось с того, что людям не всегда хватало возможностей природного зрения для того, чтобы рассматривать далекие объекты. Уже в 17 веке Галилео Галилей работал надо созданием первых оптических приборов, которые могли бы увеличивать сильно удаленные объекты, давая тем самым рассматривать их детали. В то время уже была и использовалась подзорная труба. Она помогала рассмотреть далекие объекты, но нуждалось в усовершенствовании, так как наблюдать за объектами только одним глазом было не всегда комфортно. Галилео Галилей, опираясь на опыт коллег, сконструировал прибор из двух подзорных труб. Увеличение в первом экземпляре было совсем небольшое. Но со временем Галилео смог добиться удивительных результатов и сделал приборы, которые могли увеличивать в 30 раз. На протяжении следующих столетий ученые разных стран совершенствовали прибор и вносили что-то новое в историю создания бинокля. Людям какой профессии нужен бинокль, вы сейчас мне скажете, отгадав загадку:
На тренировках каждый день
Попасть старается в мишень.
Как называется стрелок,
Что асом стать в итоге смог? (Снайпер)
Воспитатель: Снайпер — это специально обученный стрелок, который привлекается для выполнения задач по стрельбе с дальних расстояний по противнику. Помимо меткой стрельбы, он должен обладать искусством тщательной маскировки и уметь вести четкое наблюдение за объектом. Снайпер тщательно готовился к каждому заданию: проверял и чистил оружие, приводил в порядок все элементы своей экипировки, которая во многом походила на охотничье снаряжение. Специальные бродни, сплетенные из конского волоса, делали шаги снайпера почти бесшумными. Осколками зеркал он обманывал фашистских стрелков, которые принимали блеснувший вдали предмет за оптический прицел. Веревочками снайпер дергал за каски, надетые на палки, имитируя движения солдат. Вражеские снайперы ошибочно принимали их за цели, что стоило им жизни. Советские снайперы могли выглядеть совсем как обросший мхом валун, сноп пшеницы или пень, так снайпер маскировал свою позицию, исходя из природных условий и окружающей среды.
Воспитатель: (достает из старого чемодана старенькую камуфляжную накидку). Для снайпера маскировка не менее важна, как и умение точной стрельбы. Маскировка — это персональное укрытие, используемое им в бою с целью того, чтобы не быть замеченным противником. Лицо снайпера также должно быть замаскировано, как показала практика, лучше всего использовать комбинацию из полос и пятен (воспитатель показывает фото примеров маскировок снайперов в различной местности).
Воспитатель: (достает из старого чемодана прицел) Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (ответы детей) Правильно, это прицел от винтовки снайпера. Такое несложное приспособление сильно упрощает прицеливание и увеличивает его точность. Ребята, предлагаю поиграть в игру попади в цель. Перед вами баскетбольное кольцо, закрепленное на стене, мягкие физкультурные мячики. Ваша задача как можно больше раз попасть в кольцо. Сейчас я включаю динамичную музыку и начали.
Воспитатель: Ребята, какими качествами должен обладать снайпер? (ответы детей) Правильно: хорошим зрением, слухом, наблюдательностью, терпением. Ребята, а вы знаете, что женщины тоже были снайперами в годы Великой Отечественной войны. Людмила Михайловна Павлюченко-женщина-снайпер, герой Советского Союза, за время войны она сумела уничтожить 309 солдат противника из них 36 были сами снайперами. Вот какие интересные факты и истории о военных снайперах вы теперь знаете.
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня узнали? Кто такие снайперы? Что нужно снайперу для выполнения задания? Секреты снайпера? В чем заключалась их воинская служба? Как они сражались с врагом? Как зовут наших героев-снайперов? Как увековечены их имена?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей)
(Воспитатель проводит игру на развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов)
Игра «Четыре стихии»
Ход игры: Играющие, стоят. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся, считается проигравшим.
Воспитатель: 26 апреля отмечают день снайпера, поэтому именно сегодня мы с вами говорим о профессии снайпер, потренировались метко попадать в цель, а на прогулке проверили как можем внимательно слышать и видеть (о необходимых качествах снайпера). Вы сегодня большие молодцы прогулка окончена, возвращаемся в группу.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить сделать бинокль
Оборудование и материалы: Цветная бумага, клей, ножницы, подсобный материал (втулки, губка), шелковая тесьма.
Планируемый продукт детской деятельности: бинокль
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Рассказ воспитателя и совместное обсуждение бинокля.
- Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций в книгах (подготовлена выставка книг по теме «Снайпер).
- Самостоятельный выбор детьми материалов для поделки (цветная бумага, клей, ножницы). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые материалы для выполнения поделки).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Самостоятельное работа по собственному замыслу.
- Презентация детьми собственных поделок.
- Оформление выставки.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним атрибуты снайпера? Кто такие снайперы? Где они служат? Как они сражались с врагом? Какими качествами должен обладать снайпер?
Презентация: выставка биноклей.