ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №62 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ТЕЛЕФОН, ФАКС ПРИЁМНОЙ:

(812) 409-88-75

 

197227,

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛ. ГАККЕЛЕВСКАЯ, Д.33, К.2

 

E-MAIL: DSAD62SPB@MAIL.RU

info.gbdou62prim@obr.gov.spb.ru

 

ЧАСЫ ПРИЁМА ЗАВЕДУЮЩЕГО:

ВТОРНИК 15:00-18:00

30 ЯНВАРЯ ПРОФЕССИЯ ПОБЕДЫ – КОМПОЗИТОР

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

Кто такие композиторы? Где работают люди этой профессии? На каком музыкальном инструменте могут играть композиторы? Каких композиторов вы знаете? Сочиняли ли композиторы музыку во время Великой Отечественной войны? Какую? Нужна ли музыка на войне? Хотели бы вы стать композиторами и писать музыку?

 

Конспект НОД по теме «Профессия Победы – КОМПОЗИТОР»

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией композитор, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование и материалы: музыкальный центр, иллюстративный материал (портреты композиторов А. Александрова, К. Листова, М. Блантер) детские музыкальные инструменты (ложки, трещотки, металлофон, маракас, свистулька, колотушка, барабан), военные пилотки, письма-треугольники, карандаши.

Ход занятия

Вводная часть.

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о музыке. Какая музыка вам нравится? Какую музыку вы слушаете? (Дети рассказывают педагогу о своих музыкальных предпочтениях) Мы с вами знаем, что музыка бывает разной, какой? (ответы детей) Верно, музыка бывает веселой и грустной, радостной и печальной, доброй и злой, нежной и суровой. Музыка рядом с человеком на протяжении всей его жизни – в радостные и горестные ее моменты. Музыка помогала людям даже суровые годы Великой отечественной войны. Много музыкальных произведений появилось в дни войны.

Основная часть.

Воспитатель: А кто пишет музыку? (ответы детей) Правильно, музыку пишут композиторы. В дни войны написано очень много музыкальных произведений. Но до нас дошли самые лучшие. А как вы думаете, какой из музыкальных жанров был самым популярным на войне и мог поддержать солдата, идущего в бой? (ответы детей: песня) Правильно, именно песни играли во время войны огромнейшую роль. Они помогали в бою, поднимали солдатский дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было спасти. С самой главной песней мы познакомимся с вами сейчас. В первые дни войны родилась песня «Священная война» – песня-призыв, песня-приказ. Музыку написал известный композитор Александр Владимирович Александров. Вот посмотрите, пожалуйста, на фотографию композитора. (Воспитатель показывает портрет). Александров написал немало песен, но именно песне «Священная война» суждено было стать символом, песней-гимном начала Великой Отечественной войны! Давайте с вами послушаем фрагмент этой песни.

(Слушание фрагмента песни А. Александрова «Священная война»)

Воспитатель: Ребята, скажите, какая эта музыка по характеру? (Дети отвечают: тяжелая, энергичная, суровая) Да, верно. В этой песне слышится большая сила и энергия, величественность и патриотичность. Пели ее хором, громко и торжественно. Но были и другие песни: тихие, задумчивые, лирические. Много таких песен звучало во время Великой Отечественной войны, но мы с вами познакомимся с одной из самых любимых в народе – песней «В землянке» композитора Константина Листова. Эту песню солдаты исполняли между боями, в минуты затишья и отдыха, когда могли вспомнить о родимом доме, написать письмо родным и близким. Давайте мы с вами послушаем эту песню и на несколько минут перенесемся на фронт, в ветхую землянку. Может кто-то из вас тоже захочет написать письмо кому-то из родных, а кто-то просто помечтать…

(Слушание песни К. Листова «В землянке»  (инсценировка-импровизация детьми сцен из фронтовой жизни солдат)

Воспитатель: Ребята, расскажите о своих впечатлениях, эмоциях при прослушивании этой песни? Что вам хотелось делать? Кому вы писали письма, какие слова были в них? О чем думали, мечтали? (Дети рассуждают и рассказывают о своих действиях и впечатлениях) А вы хотите сами попробовать стать композиторами и сочинить музыку к сказке? (Дети соглашаются) Тогда разбирайте детские музыкальные инструменты… (Дети разбирают детские музыкальные инструменты по своему желанию)

(Сказочка-шумелочка   «Сказ о Великой Отечественной войне». Воспитатель читает текст сказки, а дети импровизационно ее озвучивают с помощью детских музыкальных инструментов)

Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были люди, поживали, добра наживали.

В полях шумели колосья – высокие (Маракасы)

Текли реки – полноводные (Металлофон)

Птицы пели в небе высоком (Свистулька)

Люди были счастливые, трудолюбивые, дружные!

Не понравилось это злодею германскому – Гитлеру! И задумал он, завистник, истребить весь народ. Непокорных – убить, остальных – своими рабами сделать. Летом жарким, утром ранним по земле, по воде и по воздуху погнал он свои полчища на землю, на Землю Советскую.

Самолеты вражьи бомбы с неба бросали (Трещотка)

Танки германские землю топтали (Барабан)

Застонала от горя земля Русская (Колотушка)

Горели поля хлебородные, погибали люди невинные. Война началась! (Трещотка, барабан, колотушка).

А жил в той стране один Добрый Молодец. Как узнал он про войну, вскочил на коня верного и стал гнать со своими товарищами силу темную с земли родной.

Четыре долгих года в сражениях был (Барабаны)

Одолел-таки он с товарищами Гитлера, Злодея фашистского. Вернулся Добрый Молодец с Великой Победой и подарил её всем нам! (Металлофон, свистулька)

Вот и сказке – конец. А кто слушал – молодец!

Воспитатель: Вот какая замечательная сказка у нас получилась. И вы, дорогие ребятки, были прекрасные композиторами. И закончить наше занятие мне бы хотелось на радостной ноте! Какую песню о войне мы с вами знаем и очень любим! (Дети говорят о песне «Катюша»). Да, знаменитая песня «Катюша», которую написал композитор Матвей Блантер. Давайте все вместе, хором, дружно и весело ее споем? (Дети соглашаются)

(Песня М. Блантера «Катюша» исполнение всей группой и воспитателем)

Рефлексия

Сегодня мы с вами узнали много нового о композиторах в годы Великой Отечественной войны. Какой музыкальный жанр был главный в военные годы? Какие песни писали композиторы? Зачем нужны песни на войне? С творчеством каких композиторов вы познакомились?

 

Деятельность на прогулке

Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю вам продолжить разговор о музыке, и композиторах в годы Великой Отечественной войны. Все согласны? (ответы детей)

(Воспитатель проводит дидактические и подвижные игры на развитие внимания, воображения, координации и ориентировании в пространстве)

Воспитатель: Ребята, скажите, а для кого композиторы пишут свою музыку? (ответы детей) А где мы с вами можем ее услышать, кто ее может исполнять? (ответы детей) Правильно, музыканты! И в годы Великой Отечественной войны было много музыкантов. Они играли в военных оркестрах. Вот и мы сейчас превратимся с вами в музыкантов и станем участниками большого симфонического оркестра, хотите?

Игра-разминка «Военный оркестр» (Дети под любую военную маршевую имитируют игру том или ином музыкальном инструменте: скрипка, барабан, фортепиано, труба, тарелки)

Воспитатель: Какой замечательный, слаженный и дружный оркестр у нас получился. А кто из вас знает, как называются знаки, которыми композиторы записывают музыку? (Дети отвечают: ноты) Правильно! Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад на работу, я встретила одного рассеянного композитора, который растерял все свои ноты. Поможете ему их найти? (Дети соглашаются)

Игра «Найди ноты» (на площадке детского сада разбросаны карточки с изображением букв, цифр и нот. Задача детей – найти карточки с изображением нот)

Воспитатель: Какие же вы внимательные, ребята! Молодцы, все нотки собрали! Ах, как обрадуется наш композитор. Он по секрету мне сказал, что скоро напишет очень красивую песню о Великой Отечественной войне и мы ему в этом немножко помогли, правда? (Дети отвечают согласием)

А какие ноты вы знаете? (Дети отвечают) Правильно! (Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором на листе ватмана нарисован нотный стан) Вот в этом домике живут 7 нот. Попробуй запомнить, на какой линейке живет каждая из них? (Воспитатель читает стихотворение, дети проговаривают вместе с ним название нот. Воспитатель во время чтения показывает место нахождения каждой ноты на нотном стане)

Композитор иль певица –
Все должны были учиться!
Ноты в школе изучать,
Ежедневно повторять.
После школы шли домой
И твердили ДО-ДО-ДОА в мороз и жаре
Напевали РЕ-РЕ-РЕ.
Были все они детьми,
В хоре пели МИ-МИ-МИ.
Город есть такой Уфа
Распевали ФА-ФА-ФА.
Смыв с себя морскую соль,
Вспоминали ноту СОЛЬ.
Жизнь весёлая ЛЯ-ЛЯ
Тра ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
А седьмая нота СИ
Песни любят на Руси.(И. Финк)

 

Запомнили? А теперь проверим?

Эстафета «Где живут ноты?» (Дети делятся на команды по 7 человек. По сигналу воспитателя, по очереди бегут до мольберта и маркером рисуют по одной ноте, начиная с ДО. Выигрывает та команда, которая напишет звукоряд верно)

Воспитатель: Какая прекрасная у нас получилась прогулка!

 

План-конспект продуктивной деятельности

Цель: Создание мелодии.

Оборудование и материалы: шаблоны-заготовки «нотный стан» по количеству детей, ноты из цветной бумаги, клей-карандаш.

Планируемый продукт детской деятельности: поделка «Моя мелодия»

  1. Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
  2. Рассказ воспитателя и совместное обсуждение из чего состоит песня? (мелодия и текст), что такое мелодия? (сочетание звуков разной высоты).
  3. Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения работы материалы, воспитатель раздает каждой ребенку по шаблону «нотному стану»).
  4. Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
  5. Самостоятельное выполнение задания (Каждый ребенок выбирает ноты из цветной бумаги и приклеивает их на нотный стан по собственному желанию и разумению)
  6. Презентация детьми собственных мелодий с помощью приглашенного в группу музыкального руководителя (музыкальный руководитель проигрывает сочиненную каждым ребенком мелодию на синтезаторе)

Рефлексия: Давайте с вами, ребята, вспомним, кто такие композиторы? Какую музыку они пишут? Из чего состоит песня? Чем композиторы записывают мелодию?

Презентация “Профессия Победы – Композитор”

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сегодня

Суббота, 21 декабря 2024

Сайт дистанционного обучения