ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такой Д.М. Карбышев? В чем заключалась его воинская служба? Какой подвиг совершил? Почему он стал символом несгибаемой воли и мужества? Как увековечено его имя (названия улиц, городов, поселков, кораблей)? Памятники генералу Карбышеву?
Конспект НОД по теме «День героя – ДМИТРИЯ МИХАЙЛОВИЧА КАРБЫШЕВА»
Цель: Рассказать о герое Советского Союза генерале Д.М. Карбышеве, Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому подвигу.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
«Речевое развитие».
Оборудование и материалы: проектор, презентация, музыкальное оформление, аудиозапись «Песня о Карбышеве», картинки с изображением различных фортификационных сооружение ВОВ, конструкторы.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: История Великой Отечественной войны полна чудовищных лишений и испытаний, которые пришлось пережить миллионам людей за эти страшные четыре года, но и примерами несравнимой доблести и мужества.
На первый взгляд обычные люди, не дрогнув перед лицом смерти, день за днем приближали победу, иногда и ценой собственной жизни. Их подвиги продолжают вдохновлять потомков и быть образцами жертвенной любви к родине и своему народу.
Основная часть
Воспитатель: (показывает детям слайд с фотографией Д.М. Карбышева) Посмотрите, кто из вас знает, кто изображен на фотографии? (ответы детей) Правильно, это Герой Советского Союза Дмитрий Михайлович Карбышев. Кто же он? Какой подвиг совершил? Сейчас мы с вами узнаем.
(Просмотр слайдов презентации)
Воспитатель: В чем заключалась воинская служба Д.М. Карбышева? Чем он занимался? (ответы детей) Правильно, он был военным инженером, занимался проектированием и возведением объектов, важных для обеспечения боевых действий. (рассматривание картинок с изображением различных фортификационных сооружение ВОВ)
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже построим укрепление по собственному плану, для этого будем использовать различные конструкторы. Подумайте, чтобы сооружение было устойчивым, с каких деталей нужно начать строить? (дети строят военные сооружения по собственному замыслу используя различные виды конструктора).
Воспитатель: Молодцы, у вас получились очень надежные сооружения. А теперь давайте продолжим знакомство с Дмитрием Михайловичем Карбышевым. Какой же подвиг он совершил?
(воспитатель под музыкальное сопровождение читает стихотворение):
Неволя его не сломила,
Не вырвал измены допрос,
И бросил конвой генерала
На жгучий тюремный мороз.
Вода обжигала и била,
Хлестала опят и опять,
Все мысли одна заглушила:
«Стоять. Непременно стоять!»
Пусть враг не дождётся, что русский
Стоит на коленях пред ним.
Не знал никогда в себе труса
В былые он годы и дни.
И, ноги расставив босые,
Он, сильный и гордый, стоял,
Как будто собою Россию
От злобы врагов заслонял.
Он видел родимые дали,
В сражениях – Родину-мать,
И губы, мертвея, шептали:
«Стоять, непременно стоять».
Последняя мысль угасала,
Поток всё хлестал и хлестал,
Холодный сверкающий саван
Всё туже его пеленал.
Но, пыткой вконец изнурённый,
К ногам палачей не упал,-
Стоял ледяною колонной,
Был мёртвый и всё же стоял!
(Е. Иванов)
Воспитатель: (продолжение просмотра презентации)
В августе 1941 года при попытке выйти из окружения генерал Карбышев был тяжело контужен в бою. В бессознательном состоянии захвачен в плен. Опознать крупного советского военного инженера, автора сотни трудов по фортификации и другим вопросам инженерного дела, хорошо известного за пределами Советского Союза, для немецкого командования не составило труда. И буквально с первых дней генерала Карбышева начали склонять к сотрудничеству с Германией. Чтобы сломить его, фашисты применяли самые разные способы, начиная от физического воздействия и заканчивая предоставлением разных привилегий и благ. Немецкое командование было уверено, что Карбышев с легкостью согласится перейти на их сторону, но советский генерал отклонил все предложения о сотрудничестве и работе на них «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной», — так говорил несгибаемый генерал.
Немцы возлагали на него большие надежды — у него был огромный опыт, влияние и авторитет. Но не получилось: за несколько лет плена гитлеровцам так и не удалось сломать и склонить его к измене.
В своих архивах гитлеровцы писали: «…этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за шестьдесят лет, оказался фанатически преданным идее верности воинскому долгу и патриотизму…»
Генерал Карбышев находился в плену до 1945 года. За это время он побывал в 11 концентрационных лагерях.
В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен, в числе около пятисот других заключённых, генерал Карбышев был облит водой на морозе (−12°C) превозмогая нечеловеческие страдания, русский советский генерал, на глазах многих людей превращался в обледенелый памятник воинской доблести, мужества и верности долгу. Его последние слова передавались из уст в уста: «Бодрее, товарищи, думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!». Дмитрию Михайловичу Карбышеву было присвоено звание героя Советского Союза посмертно.
Воспитатель: Какой подвиг совершил генерал Карбышев? Какими, на ваш взгляд, чертами характера обладал Карбышев? Почему он стал символом несгибаемой воли и мужества? Каким вы представляете себе Карбышева? Кто из Вас хотел бы быть на него похожим? (ответы детей, обсуждение подвига)
Воспитатель: Легендой, примером доблести и героизма стал бессмертный подвиг советского генерала. Подвиг во имя жизни: и мы, живущие на земле должны помнить, как священную заповедь, слова генерала Карбышева: «Нет большей победы, чем победа над собой! Главное – не покоряться, не пасть на колени перед врагом».
Воспитатель: Давайте немножко отдохнем и разомнемся. (проводит физминутку)
«Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки – глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи – широкие, (раскидываем руками)
Леса – большие, (руки вверх)
А мы – ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель: Какие и где установлены памятники генералу Карбышеву.
(просмотр слайдов презентации с изображением памятников Карбышеву, звучит в аудиозаписи «Песня о Карбышеве» (музыка В. Оловников слова А. Лозневой)
Перед железными воротами Маутхаузена возвышается монумент из крупного белого мрамора, точно из ледяной глыбы вырастает исполинская фигура воина. Он стоит, могучий и сильный, полный веры в правоту и торжество того дела, за которое сражался. Карбышеву воздвигнуты памятники на родине в Омске и в других городах. В честь генерала установлены мемориальные доски, названы улицы, школы, теплоходы. Сняты фильмы, написаны книги, посвящены стихи.
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, о ком мы сегодня узнали. Кто такой Д.М. Карбышев? В чем заключалась его воинская служба? Какой подвиг совершил генерал Карбышев? Почему он стал символом несгибаемой воли и мужества? Как увековечено его имя? Какие вы запомнили памятники генералу Карбышеву?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: На прогулке мы продолжаем с вами разговор о Дмитрии Михайловиче Карбышеве, военном инженере, фортификаторе. Под его контролем возводились фортификационные сооружения (в том числе окопы, Дзоты (закрытая огневая точка), противопехотные и противотанковые препятствия, минные поля и пр.) Я тоже вам организовала полосу препятствий, давайте мы попробуем ее преодолеть.
Эстафета «Пройди полосу препятствий»
Дети встают в одну шеренгу и по очереди проходят полосу препятствий.
перешагнуть через кегли (не уронив их)
проползти на животе под дугой
проползти на четвереньках сквозь обруч и бегом вернуться назад.
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с препятствиями, теперь можно перейти в атаку. Посмотрим кто у нас самый меткий.
Игра «По окопу — огонь»
Игроки каждой команды по очереди (или по два человека) метают мешочки в цель (обруч, лежащий на расстоянии двух-трех метров) из положения лежа. Выигравшей считается команда, у которой будет больше удачных попаданий.
Воспитатель: Ребята, поздравляю, вы справились со всеми заданиями, теперь прогулка закончилась, и мы возвращаемся в группу.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить рисовать фортификационные сооружения Великой Отечественной войны.
Оборудование и материалы: Кисти, краски, бумага для рисования.
Планируемый продукт детской деятельности: рисунок
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Самостоятельное рассматривание детьми картинок с изображением различных фортификационных сооружение военных лет.
- Самостоятельный выбор детьми материалов для рисования (восковые мелки, карандаши, акварельные или гуашь краски, подготовленные раскраски). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения рисунка материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Самостоятельное рисование по собственному замыслу.
- Презентация детьми собственных рисунков.
- Оформление выставки.
Рефлексия
Кто такой Д.М. Карбышев? В чем заключалась его воинская служба? Какой подвиг совершил? Почему он стал символом несгибаемой воли и мужества? Как увековечено его имя (названия улиц, городов, поселков, кораблей)? Памятники генералу Карбышеву?
Презентация: выставка рисунков.