ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие военные фотографы? В чем заключалась их работа во время Великой Отечественной войны? Почему сделанные ими фотографии были так важны в те годы и остаются важными для нас до сих пор? Почему профессия военного фотографа существует и в наши дни? Что они делают сейчас? Почему профессия военного фотографа до сих пор важна и опасна?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ВОЕННЫЙ ФОТОГРАФ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией военный фотограф, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование и материалы: фотоаппараты различных лет, компьютер, экран, фотографии военных лет.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе или физкультурном зале сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: Давно отгремела Великая Отечественная война. Все меньше остается очевидцев тех страшных для нашей страны дней. Рассказы об их подвигах должны передаваться из поколения в поколение.
Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о волшебной коробочке. А что это за коробочка, попробуйте догадаться.
Всем, конечно, пригодится
Эта сложная вещица.
Стоит кнопочку нажать,
Можно каждого догнать,
И заставить замереть,
И поближе рассмотреть,
Сделать памятные снимки
И запомнить все на «симке».
Есть ручной и автомат,
Это -…
(Фотоаппарат)
Воспитатель: Правильно. Фотоаппарат нужен для того, чтобы делать фотоснимки, на которых можно запечатлеть происходящие события, интересные моменты, красивые места, любимые лица, моменты, которые никогда больше не повторятся. Благодаря им можно вернуться в прошлое, ведь, просматривая фотографии, мы вспоминаем многие замечательные моменты жизни.
Воспитатель: Поднимите руки, у кого дома есть фотоаппарат (дети поднимают руки).
Воспитатель: Сейчас почти у всех дома есть фотоаппараты. Скажите, а на какие еще устройства можно делать фотоснимки? (дети высказывают свое мнение)
Воспитатель: Да, у кого нет фотоаппаратов, может делать снимки на телефон. В настоящее время почти все телефоны оснащены фотокамерами. Это позволяет нам не упустить ни одного важного в жизни момента. Щелк – и мы сразу видим изображение на экране. Но фотоаппараты не всегда были такими маленькими. Они прошли долгий путь развития от деревянных ящичков с линзами на трех ножках до супер маленьких шпионских камер, размером меньше горошины.
В 19 веке это были деревянные ящики со специальными пластинками. Они были очень тяжелые и неудобные для работы. Поэтому их ставили на треноги, которые позже стали называться штативами. Если вы хотели сфотографироваться, то нужно было идти в специальное фотоателье. Фотографии стоили дорого, поэтому фотографировались редко, и посещение фотоателье было значимым событием.
В 20 веке производство фотоаппаратов развивалось быстрыми темпами. Сам фотоаппарат становился меньше. На смену пластинам пришла … (Воспитатель демонстрирует детям коробочку с фотопленкой и спрашивает детей, кто знает или догадывается, что это такое. Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Да, это фотопленка. Вначале она была черно-белой. Только к концу 20 века появилась цветная фотопленка. Качество фотографий стало намного лучше. Но процесс печати фотографий занимал много времени. Нужны были специальные реактивы, которые помогали появляться изображению на бумаге, оборудование и фотобумага. И тогда люди придумали фотоаппарат, который назывался «Полароид». Он мог сразу делать снимок и распечатывать фотографию (воспитатель демонстрирует фотоаппарат). Но эти фотографии были маленькими по размеру и довольно быстро теряли цвет. В 21 веке придумали конструкцию маленьких фотоаппаратов. Их стали называть «мыльницы». Вначале в них использовалась все та же пленка. Со временем появились маленькие цифровые фотоаппараты, которые выводили фотографию сразу на экран (дисплей) компьютера или телевизора. Но объектив этих фотоаппаратов не позволял делать большие качественные снимки. И тогда придумали большие цифровые фотоаппараты со съемными объективами. Эти объективы позволили снимать как очень маленькие объекты, так и огромные архитектурные сооружения, как предметы, находящиеся рядом, так и предметы, находящиеся на далеком расстоянии. (Воспитатель с помощью цифровой камеры делает снимки и показывает их детям)
Воспитатель: Как вы думаете, что помогает нам узнать о нелегких военных буднях, о славных боях, о каждодневной жизни и подвиге простых русских людей? Попробуйте отгадать загадку:
Листочки бумаги – что киноленты,
Хранят они истории моменты.
(Фотографии)
Воспитатель: А как называется человек, который все фотографирует? Фотограф.
Воспитатель: А как вы думаете, фотографом может стать каждый желающий, у кого есть фотоаппарат? Или для этого нужны какие-нибудь особенные качества? (Дети – высказывают свое мнение)
Воспитатель: Да, фотограф – это художник, который с помощью техники создает произведения искусства. Фотографии должны быть такие интересные и выразительные, чтобы их хотелось рассматривать часами, как картины. Для многих фотография – это не только увлечение, но и профессия. 12 июля мы отмечаем День фотографа.
Воспитатель: Давайте на время все станем фотографами. Для этого соедините большие и указательные пальцы на обеих руках, чтобы получился прямоугольник. Это будет наша воображаемая фотокамера. А большой палец на правой руке будет нажимать у нас на воображаемую кнопку. Итак, повернулись налево, смотрим в объектив камеры и делаем воображаемый снимок. При этом щелкаем язычком. Теперь повернулись направо. Делаем снимок. А теперь оглянулись вокруг, и каждый самостоятельно делает несколько снимков того, что ему понравилось больше всего в нашей игровой.
(Дети делают кадры самостоятельно)
Воспитатель: Молодцы! А сегодня я хочу поговорить с вами о военных фотографах, которые бок о бок с солдатами прошли весь путь до Берлина и запечатлели, как над Рейхстагом – зданием, где находилось немецкое правительство, был водружен Советский флаг. В военное время съемки на полях сражений имели право делать только профессиональные фотографы, которые работали в журналах и газетах, издаваемых в боевых условиях, так становились военными фотографами. Их так же, как бойцов Красной армии, посылали на фронт. Снимать войну было страшно и опасно. Фотографам приходилось не легко. Они должны были находится в центре сражений во время боя, чтобы снять важные моменты, вместе с партизанами бродить по лесам и сидеть в засаде, мерзнуть, голодать. Военные фотографы попадали в плен к фашистам, с боями входили с нашей армией в разрушенные деревни и города. Как вы думаете, что снимали военные фотографы? (ответы детей)
Воспитатель: А обыкновенных людей, которые не воевали, а просто жили в или трудились в тылу на заводах в военное время нужно было снимать? Почему? (ответы детей)
(Воспитатель на экране демонстрирует несколько фотографий военных лет с разными сюжетами и обсуждает их с детьми)
Воспитатель: Работу фотографов осложняли не только сложные военные условия, но и работа с пленкой. Во время войны еще не было цифровых камер. На пленку необходимо было внимательнее снимать, потому что кадров на ней было совсем немного. А потом, как можно скорее, нужно было доставить ее (лучше самому) в редакцию. Проявочные комнаты редакции и типографии могли располагаться в фронтовых поездах, которые нередко обстреливали немецкие самолеты. Или до проявочных комнат необходимо было ехать или лететь на легком самолете. Фотографы очень спешили, чтобы пленка быстрее оказалась в редакции.
Воспитатель: Как вы думаете, сейчас существует профессия – военный фотограф? (ответы детей)
Рефлексия.
Скажите, пожалуйста, о какой военной профессии мы с вами вели беседу? Почему эта профессия была нужна в годы Великой Отечественной войны? Почему и в наши дни профессия фотографа нужна людям? Что сейчас снимают фотографы?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада. Предлагаю на время всем стать фотографами. Все согласны? (ответы детей). А я во время игр буду вас фотографировать. Когда мы придем в группу, то просмотрим все фотографии, выберем самые удачные и создадим фотолетопись нашей прогулки.
Игра «Сделай интересный кадр»
Воспитатель предлагает детям погулять на площадке и осмотреться вокруг. Ребенок должен запомнить какой-то момент. Например, как девочки прыгали на скакалке. После этого дети должны по очереди словами описать момент, который они запомнили, чтобы все могли представить этот кадр.
Игра «Стоп-кадр»
Выбирается водящий из детей. Остальные бегают по площадке за спиной водящего. Как только водящий произносит «Стоп-кадр», дети замирают в какой-то позе. Водящий подходит к любому, воображаемо нажимает кнопку и кадр должен ожить.
Игра «Самый быстрый фотограф»
Для игры дети делятся на две команды. На расстоянии кладутся два игрушечных фотоаппарата. Задача ребенка – добежать до фотоаппарата, сделать кадр, и вернуться на место. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит эти действия.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: научить детей делать фотоаппарат из бумаги в технике оригами.
Оборудование и материалы: прямоугольные листы бумаги на каждого ребенка, маленькие листики бумаги для рисования, карандаши или фломастеры.
Планируемый продукт детской деятельности: фотоаппарат из бумаги в технике оригами и маленький рисунок, похожий на кадр из которых впоследствии создается единая фотопленка.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, какой предмет позволял фотографам делать интересные кадры?
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Подготовка рабочих мест (воспитатель раздает необходимые для выполнения задания материалы).
- Повторение выполнение за воспитателем действий с бумагой.
- Самостоятельное рисование фотокадра по собственному замыслу.
- Презентация детьми получившихся фотоаппаратов и кадров (рисунков).
- Оформление выставки – все рисунки складываются воедино. Получается фотопленка.