ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №62 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ТЕЛЕФОН, ФАКС ПРИЁМНОЙ:

(812) 409-88-75

 

197227,

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛ. ГАККЕЛЕВСКАЯ, Д.33, К.2

 

E-MAIL: DSAD62SPB@MAIL.RU

info.gbdou62prim@obr.gov.spb.ru

 

ЧАСЫ ПРИЁМА ЗАВЕДУЮЩЕГО:

ВТОРНИК 15:00-18:00

8 ДЕКАБРЯ ПРОФЕССИЯ ПОБЕДЫ – ХУДОЖНИК

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

Кто такие художники? В чем заключается их вклад в победу над врагом? Как и чем художники помогали сражаться с врагом? Какие самые известные картины блокадных художников мы знаем? Как зовут наших героев-художников, которые прошли всю блокаду Ленинграда с кистью и карандашом в руке?

 

Конспект НОД по теме «ПРОФЕССИЯ ПОБЕДЫ –ХУДОЖНИК»

Цель: Развитие эмоционально-ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к искусству, посвященного теме Великой Отечественной Войны через знакомство с творчеством художников блокадного Ленинграда.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедиа-проектор, колонки, экран, этюдник, мольберт. Художественные материалы: палитра, акварельная бумага, уголь, краски, карандаш, резинка, кисть, фотографии блокадных художников, выставка иллюстраций блокадных художников по теме НОД. Презентация о художниках блокадного Ленинграда.

Ход занятия

Вводная часть

(дети в группе сидят на стульях)

Воспитатель: Блокада Ленинграда – одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной Войны. Героической защите блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны посвящены многие картины художников, в том числе блокадников – художников. В эти тяжёлые для города времена не прекращали свою деятельность и художники, которые оказались в городе, полностью окружённом немецкими фашистами. Конечно, бомбёжки, обстрелы, сильный голод и холод, смерти тысяч людей сказались на творчестве художников. В их картинах и иллюстрациях виден весь тот ужас, что пришлось пережить людям. Вымерший город, пустынные улицы с редкими прохожими, тёмные громады домов, которые ещё больше подчёркивают смертельную опасность, нависшую над каждым жителем Ленинграда. В наше время существуют картины, произведения изобразительного искусства военного времени, в которых отражены события блокадных лет. Все эти картины хранят историю жизни блокадного Ленинграда, которой готовы с нами поделится.

Основная часть

Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомимся с очень важной профессией, благодаря которой мы можем увидеть то, о чём только читали или слышали из рассказов. Человек этой профессии передает события, свои мысли и эмоции в рисунках. Давайте, я вам загадаю загадку, а вы угадаете о какой профессии идёт речь:

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник,

Потому что я …

(Ответ: художник)

Воспитатель: Правильно ребята, конечно, это художник! И в блокадном Ленинграде тоже жили художники, которые не изменили своему призванию и в тяжелейших условиях продолжали работать и создавать свои произведения.

А кто-нибудь из вас знает (ставит перед детьми этюдник) что это за предмет? (ответы детей). Правильно, но это не просто чемоданчик художника, этот предмет называется – этюдник. Этюдник – это переносное приспособление для занятий живописью, небольшой ящик, часто на треноге, с принадлежностями для живописи и местом для этюда. А знаете, для чего нужен этюдник художнику? (ответы детей). Правильно, чтобы рисовать, но еще этюдником очень удобно пользоваться для занятий живописью в любом месте, потому что он переносной. На него крепится бумага, а внутри есть место для хранения кистей, красок и карандашей. С этюдником у художника всегда под рукой будут необходимые для рисования принадлежности (демонстрирует содержание (художественные материалы) этюдника).

Воспитатель: Как вы думаете, какой предмет из нашего этюдника является главным инструментом художника? (ответы детей). Верно, карандаш в том числе. Сразу вспоминаются слова, с которыми в первые дни блокады обратилось к деятелям культуры руководство города: «Ваше оружие – искусство, карандаш. Никто не имеет права отбросить это оружие, оставить его без бойца. Это оружие должно быть в руках художника, потому что оно тоже действенно разит врага и приносит колоссальную пользу нашему делу».

Во время Блокады, чтобы подбадривать, укреплять и помогать друг другу, художники работали и жили в Доме ленинградского Союза художников на ул. Герцена д. 38. Слабое пламя выхватывало из тьмы худые бледные лица, бросало пятна колеблющегося света на столы, заваленные бумагой, красками, карандашами, робким теплом согревало застывшие пальцы. Руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзавшие краски приходилось отогревать дыханием. Без света и тепла, используя последние остатки красок, они работали с таким упорством, будто точно знали, что Ленинград фашистам не взять, и рано или поздно русские воины-освободители прогонят гитлеровцев и подарят людям новую жизнь. Художники не ошиблись в своих ожиданиях и теперь их имена остались навсегда в российской и мировой истории, как имена героев, совершивших истинный подвиг во имя искусства и мира. (демонстрирует фотографии блокадных художников). Во времена Великой Отечественной войны многие художники оставались в осажденном Ленинграде, среди них был талантливый русский художник-пейзажист, яркий представитель Ленинградской школы живописи – Вячеслав Владимирович Пакулин. В это суровое время художник осознанно определяет свой путь – выбирает самый мирный жанр и работает над серией пейзажей, запечатлевших меняющийся облик блокадного города. Он каждый день выходил на ленинградские улицы с этюдником в руках. Закутанный в шерстяные платки и старую шубу, он простаивал часами на морозе, не обращая внимания на рвущиеся снаряды, едва держа в ослабевшей руке кисть, под которой рождались все новые и новые картины трагически опустевшего прекрасного города (воспитатель показывает детям иллюстрацию В. Пакулина «Невский пейзаж»). Вячеслав Пакулин до войны никогда не писал городские пейзажи, но именно в блокаду ему открылась красота города. Ребята, а вы знаете что такое пейзаж? (ответы детей). Ребята, вы молодцы! Но это не просто картина, пейзаж – это отдельный жанр изобразительного искусства, посвященный природе. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, сооружений, городов (воспитатель читает отрывок из детского стиха):

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или снег и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется ПЕЙЗАЖ.

Воспитатель: Ребята, вам понравился пейзаж Вячеслава Пакулина? Какую главную улицу нашего города вы узнали на нем? (ответы детей) Ребята, у кого есть истории о художниках, членах семьи, приглашаю вас рассказать (дети по желанию выходят рассказывать). Спасибо, нам было очень интересно услышать о ваших прадедушек и прабабушек, которые прошли всю блокаду с кистью и карандашом в руке. Они настоящие герои-художники!

Воспитатель: Особая страница блокадных лет – дети. И художники не могли остаться вне этой темы. Ленинградцы, а сегодня уже Петербуржцы, знают творчество Александра Исааковича Харшака по блокадному рисунку, на котором раненый малыш, перевязанный бинтами, смотрит на всех нас своими огромными совсем не детскими глазами. Давайте с вами рассмотрим картину Харшака А.И. «За что?» (раненный ребенок) (обсуждение картины, рассказ воспитателя о детях в блокадном Ленинграде, что они на ровне со взрослыми тушили пожары, дежурили на смотровых вышках, «чинили» одежду раненных, разносили письма по домам, носили вёдра воды из прорубей на Неве, отстаивали очереди за хлебом и пр.).

Воспитатель: Почему, на ваш взгляд, художник назвал эту картину именно так? (ответы детей). Да, правильно, дети не понимали за что они виноваты, и самое страшное – эти детские глаза, которые, несмотря ни на что верили, что наступит день, и их детство вернется. Фашистская военная машина не щадила никого. Маленькие жители Ленинграда, от младенцев до подростков оказались заложниками на ровне со взрослыми. Это и пытался передать нам художник в своей картине «За что?». Но именно дети сплотили жителей города и дали силы, несмотря ни на что, работать и воевать. Не смотря, что город находился в плотной блокаде, люди не падали духом. Город жил своей жизнью: взрослые блокадного Ленинграда вечером пели песни, а дети читали книжки, играли в разные игры. Давайте и мы с вами немного поиграем в хороводную игру.

Хороводная игра «Колпачок»:

В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:
Колпачок, колпачок,
Маленькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили
(грозят пальцем)
Мы тебя кормили (грозят другой рукой)
На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь (ребенок выполняет танцевальные движения)
Выбирай, кого захочешь,
Поклониться не забудь
Выбирай кого-нибудь… (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга).

Игра повторяется с другим ребенком.

Воспитатель: Спасибо, было очень весело, вам понравилась игра? (ответы детей) Присаживайтесь на стулья (дети садятся на свои места, воспитатель включает мультимедиа-проектор). Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде, художественная жизнь не угасала в нем на протяжении всей героической обороны города. Мастера живописи, скульптуры, графики создали произведения, которые ныне стали документами времени, несущими правду о жизни и борьбе ленинградцев. Благодаря художникам, мы можем увидеть и почувствовать все, что чувствовали они в блокадном Ленинграде. Их произведения представляют собой не просто картины, рисунки, теперь они – подлинные документы истории, которые хранят память о тех страшных 900 днях блокадного Ленинграда и её героях, погибших ради нашей с вами жизни на земле! В память об этих событиях предлагаю вашему вниманию подборку работ художников-очевидцев, запечатлевших блокадный город (просмотр презентации «Художники блокадного Ленинграда»).

Рефлексия

Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня узнали? С помощью каких предметов художник работает над созданием картины/пейзажа? Где работали и жили блокадные художники в Ленинграде? Какое «оружие» было в руках художника и приносило колоссальную пользу в борьбе с врагом? Каких известных блокадных художников вы запомнили? Какие картины блокадного Ленинграда вам понравились и запомнились больше всего? Как художники помогали сражаться с врагом в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной Войны?

 

Деятельность на прогулке

Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, продолжим наше знакомство с профессией художника и отправимся на экскурсию в студию Карандаша. А вы знаете кто такой Карандаш, и кто его помощник? (ответы детей) Узнаем и проверим: «правы ли мы?» – нас ждут задания и игры. За каждое выполненное задание и проведенную игру вы будете получать подсказку – часть пазла. Собрав все части вместе, мы ответим на свои вопросы. А, сейчас, давайте вспомним, так кто такие художники и чем они занимаются? (ответы детей)

(Воспитатель проводит логические и подвижные игры на развитие внимания, воображения, координации и ориентировании в пространстве)

Воспитатель: Чем же художники раскрашивают свои картины, придавая им цвет и яркость? (ответы детей) Правильно, в том числе, красками. Давайте представим, что мы весёлые краски и немного поиграем? Согласны? (дети отвечают согласием)

Игра-разминка «Весёлые краски»

Играет музыка. Дети выполняют любые произвольные движения под слова воспитателя:

«Весёлые краски раз,

Весёлые краски два,
Весёлые краски три,
Синяя* краска, кто ты?!»

(*цвет краски чередуется и задается водящим) После вопроса «кто ты?», игроки, у которых в элементах одежды присутствует названный цвет выполняют движения, по которым водящий должен угадать что показывает игрок: действие или предмет из художественной тематики. Это могут быть: имитация процесса рисования, любой предмет художника и т.д. (фантазия ребенка приветствуется) Тот, чей предмет или действие отгадали, становится водящим, и игра начинается сначала. (в конце разминки вручается часть пазла)

Игра на сообразительность «Угадай предмет художника»

Дети встают в полукруг, водящий находится напротив. Не называя сам предмет, объясняет своими словами для чего нужен этот предмет и что им делает художник. Игрок, давший правильный ответ, занимает место водящего. Предмет, о котором будет идти речь – водящий придумывает с помощью воспитателя.

Воспитатель: Ребята, я вижу вам понравились игры. Давайте вспомним какие предметы мы угадали? (ответы детей) Молодцы, теперь вы точно знаете, чем занимаются художники и что им необходимо для рисования. Вот вам следующая часть пазла! (вручается часть пазла)

Конкурс «Художественные загадки»

(детям предлагается отгадать загадки на художественную тему)

Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует…   (Карандаш)

Когда художник, независимо от века,
Изобразил нам на картине человека,
То ту картину назовем, сомнений нет,
Конечно, не иначе как…  (Портрет)

Цветы на картине, фрукты и торт.
Картину такую зовем… (Натюрморт)

Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираясь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я?   (Кисть)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы такие сообразительные! Все загадки отгадали, и получаете следующую подсказку! (вручается часть пазла) Продолжим нашу экскурсию и заглянем в художественную мастерскую. (дети с воспитателем перемещаются по участку) Ой, ребята, посмотрите, тут кто-то побывал до нас и перепутал все предметы, которые нужны для занятия рисованием, давайте наведём порядок в мастерской, согласны? (дети отвечают согласием) 

Игра на логическое мышление «Третий лишний»

(на столике приготовлены карточки с изображением предметов, дети выбирают лишний предмет, не относящийся к художественной тематике)

Кисть, молоток, краски. Что здесь лишнее? Объяснить почему?

Карандаш, мольберт, микроскоп.

Пожарный шланг, палитра, фломастер.

Восковой мелок, рама для картины, градусник.

Альбом для рисования, гаечный ключ, стакан-непроливайка для воды.

Воспитатель: Какие же вы внимательные, ребята! Молодцы, убрали все лишние предметы и навели порядок в художественной мастерской. (вручается часть пазла) Теперь мы можем начать рисовать! Давайте представим себя художниками и раскрасим дерево!

Эстафета «Раскраска»

(на столике приготовлены 2 эскиза с изображением дерева с листочками, цветные карандаши)

Дети делятся на две команды. Каждый участник команды подбегает и закрашивает только один листочек. Возвращается назад – передает эстафету следующему и так далее пока не будут закрашены все элементы эскиза. Побеждает та команда, которая первая закрасит все листочки на своём дереве. (при оценке учитывается аккуратность, по завершении воспитатель вручает часть пазла команде-победителю)

Воспитатель: Какие молодцы, как быстро у нас всё получилось! Нам необходимо восстановить силы, предлагаю отдохнуть. Готовы? (дети отвечают согласием) (ребята под руководством воспитателя выполняют упражнения на восстановление дыхания) Теперь, когда мы отдохнули, давайте посмотрим, что же у нас получилось? (дети складывают пазл, а воспитатель читает загадку):

Не скульптура, не лепнина,
Лишь вчера сотворена,
В рамке на стене она –
Труд художника – … (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята, это картина! Вы узнали кто на картине? (По ответам детей…) это и есть весёлый человечек – Карандаш, со своей помощницей Кляксой, в студии которых мы сегодня с вами побывали. Молодцы, ребята, вы все проявили сообразительность, фантазию и показали себя трудолюбивыми художниками. Справились со всеми заданиями и навели порядок в художественной мастерской. Поздравляю, вы все удачно прошли курс начинающего художника в студии Карандаша (раздает каждому ребенку бумажную медаль «Успешный выпускник студии Карандаша»). Но помните, каждый художник должен обладать не только сообразительностью, пространственным воображением и фантазией, но и уметь вкладывать в картину мысли, чувства, владеть техникой смешивания красок и всегда оставаться трудолюбивым. Этой творческой профессии учатся с детства в художественных студиях и школах, а затем, повзрослев, в профильных учебных заведениях (воспитатель рассказывает какими ещё качествами и способностями должен обладать художник, отвечает на вопросы детей). Ребята, наша увлекательная прогулка закончена, возвращаемся в группу.

 

План-конспект продуктивной деятельности

Цель: учить рисовать пейзажи и зарисовки блокадного города.

Оборудование и материалы: Мольберт, палитра, акварельная бумага, уголь, краски, кисть, карандаш, резинка, восковые мелки, иллюстрации блокадных художников.

Планируемый продукт детской деятельности: рисунок по теме «Блокадный Ленинград глазами детей».

Воспитатель: Ребята, вы можете тоже попробовать себя в роли художника, а что для этого нам потребуется, вы сейчас отгадаете, послушав загадки:

Нарисую я пейзаж,

Возьму в руки карандаш,

Акварель, палитру, краски.

И поставлю на паркет

Деревянный свой…

(Ответ: мольберт)

У меня есть карандаш,

Краски я на ней мешаю,

Получаю новый цвет.

Не всегда она большая,

Но удобна, спору нет.

С красками она дружна,

Ну, скажите, кто она?

(Ответ: палитра)

Белые, цветные бывают,

В банках разных проживают,

Чтобы их наносить

Водицей нужно разводить.

(Ответ: краски)

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

(Ответ: кисть)

Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, какие предметы нужны художнику для работы над картиной? Что такое этюдник? Каких блокадных художников вы запомнили? Какие картины блокадного Ленинграда вам понравились и запомнились больше всего? Где работали и жили блокадные художники в Ленинграде? Как они помогали сражаться с врагом в блокадном Ленинграде во время войны?

Презентация: выставка рисунков.

  1. Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
  2. Рассказ воспитателя и совместное обсуждение картин блокадных художников Харшака А. И. «За что?» (раненный ребенок) и Пакулина В.В. «Салют в Ленинграде».
  3. Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций с изображением блокадного Ленинграда (подготовлена выставка иллюстраций по теме «Зарисовки блокадных художников»).
  4. Самостоятельный выбор детьми материалов для рисования (восковые мелки, уголь, карандаши, акварельные или гуашь краски, подготовленные раскраски города). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
  5. Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения рисунка материалы).
  6. Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
  7. Самостоятельное рисование по собственному замыслу.
  8. Презентация детьми собственных рисунков.
  9. Оформление выставки.

Презентация “Профессия Победы – Художник”

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сегодня

Суббота, 21 декабря 2024

Сайт дистанционного обучения