ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие дикторы? Где они работают? Что они делают? В чем заключается их работа? Что делали дикторы во время войны? Какой вклад они внесли в Победу? Как зовут самого главного диктора Победы? Как увековечено имя Юрия Левитана (названия улиц, городов, поселков, кораблей)? Памятники диктору Великой Отечественной войны.
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ДИКТОР»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией диктор, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация о дикторе Юрии Левитане, старое радио, чемодан.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе сидят на стульях)
Воспитатель: Диктор (лат. dictor — «говорящий», производное от лат. dicere — «говорить») — человек, осуществляющий чтение информационных, политических, художественных, рекламных материалов у микрофона в прямом эфире и в магнитной записи.
Профессия Диктор появилась сравнительно недавно – вместе с изобретением радио, то есть в середине 19 века. После изобретения радио появилась потребность в четком и грамотном изложении текста в эфире.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, отгадав ее, вы узнаете о чем пойдет речь.
Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь — он молчок,
Но стоит ручки повертеть,
Он станет говорить и петь.
(Радио)
Воспитатель: Хорошо, давайте проверим. Отгадка находится у меня в этом чемоданчике (достает из старого чемодана радио старого образца, можно более современного). Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадку – это радио.
Радио доносит все важнейшие новости, ему верили, ждали очередной передачи. На работников радио стали смотреть с уважением, но особенно любили и уважали дикторов. Мало того, дети, да и родители, учились правильно говорить, учились чувствовать и ценить грамотную речь.
На телевидении и радио диктор ведёт студийные и внестудийные передачи всех видов и жанров, выступает как ведущий в передачах, не требующих актёрского исполнения, выразительно читает в кадре и за кадром тексты передач, идущих в прямом эфире либо в видеозаписи.
На спортивных соревнованиях объявляет зрителям результаты спортсменов, в игровых видах спорта — авторов голов, замены и порядок выхода с трибун.
На вокзалах и в аэропортах зачитывает информационные сообщения; управляет телемеханическими указателями времени отправления автобусов, поездов, самолётов, судов.
На предприятиях ведёт передачу специальных программ и оперативной информации по служебной радиотрансляционной сети, передаёт распоряжения руководства и различные объявления.
Для донесения информации до слушателей с проблемами слуха существуют дикторы сурдоперевода.
В годы Великой Отечественной войны диктором был Юрий Левитан (педагог предлагает детям презентацию).
В годы Великой Отечественной войны Левитан стал главным диктором Всесоюзного радио и читал сводки Совинформбюро и приказы Сталина.
Его суровый, сдержанный баритон успокаивал и вселял надежду. Даже в самые отчаянные времена, когда немецкая армия громила советские войска и занимала один город за другим, спокойный и глубокий голос Левитана означал, что страна еще жива, она сопротивляется и обязательно остановит захватчика.
Воспитатель: Где вы видели радио? У вас дома есть радио? Для чего нужно радио? Какие передачи можно слушать по радио?
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, зачем во время войны нужно было радио людям?
Воспитатель выслушивает и обобщает ответы детей.
Физкультминутка:
(выполняем движения, согласно словам)
Мы дружно, весело идём,
Информацию найдём.
Вправо – влево повернулись
И согнулись, разогнулись.
Быстро, быстро побежали
И статью мы написали.
Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее, сейчас вы узнаете, зачем надо было радио во время войны (просмотр презентации).
Рефлексия
Ребята давайте вспомним, о чем сегодня узнали. Кто работает на радио? Как люди передавали информацию до появления радио? Кто изобрел радио в России? Кто работает на радио? Зачем нужно было радио во время войны? О чем передавали во время войны по радио? Как зовут самого известного диктора?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем в игру «Диктор». Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же это. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красная куртка, белые кроссовки, в косичках синие заколки. Она хорошо поет песни, дружит с Дианой. Кто знает эту девочку? «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас»,- говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалочки. Вам понравилась игра? Мы с вами сделаем микрофоны и вы дома с родителями тоже сможете поиграть в игру, разыскивать можно различные предметы (игру можно продолжать по количеству детей).
Вы сегодня большие молодцы прогулка окончена, возвращаемся в группу.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: изготовление поделки «микрофон» из бросового материала.
Оборудование и материалы: клей, втулка от туалетной бумаги, фольга, ножницы, цветная бумага темных цветов, проволока.
Планируемый продукт детской деятельности: поделка.
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Показ воспитателя создания поделки.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения поделки материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Самостоятельное изготовление поделки.
- Презентация детьми собственных поделок.
- Оформление выставки.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, кто работает на радио? Как работа радио помогала сражаться с врагом? Какими качествами должен обладать диктор?
Презентация: выставка поделок.