ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие хранители музеев? Что они делают? Что делали хранители музеев во время войны? Как они сражались с врагом? Какие самые известные подвиги работников музеев мы знаем?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ХРАНИТЕЛЬ МУЗЕЯ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией хранитель музея, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование и материалы: пилотка, самовар, веретено, глиняный горшок, корзина, электронная презентация.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе или физкультурном зале сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: Музеи Ленинграда приступили к эвакуации своих коллекций с первого дня войны. Тогда была проведена работа по определению ценности музейных коллекций, чтобы понять, что из экспонатов надо вывозить в первую очередь. Возможно поэтому эвакуация сокровищ Эрмитажа, Русского музея и других музеев Ленинграда проходила достаточно организованно. И если бы не замкнувшееся так стремительно кольцо блокады, вывезти удалось бы значительно больше.
Основная часть
Воспитатель:
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Посмотреть на них идет.
(музей)
Музей – это здание, в котором выставлены для показа ценные предметы искусства и истории людей. Люди много сотен лет назад начали собирать и хранить памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей. А для чего нужны музеи? В музее можно увидеть, как жили люди в прошлом, понять, что их интересовало, и узнать много интересного. В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. Вам интересно узнать, кто же эти люди? (ответы ребят). Что же делают люди этой профессии? Это Хранитель музея – специалист музея, который обеспечивает достойное хранение, учет, документирование и экспонирование фондов музея. Основная деятельность музейного хранителя связана с выполнением организационно-технических функций по обеспечению сохранности, порядка хранения и использования музейных фондов.
Вот и в годы войны перед сотрудниками музея встала задача-любой ценой сохранить экспонаты музейные.
Воспитатель: Ребята, подскажите мне, пожалуйста, что же хранится в музеях (ответы детей) Правильно, картины, предметы одежды, посуда и прочее.
Воспитатель: (достает из старого чемодана пилотку) Посмотрите, кто из вас знает, как называется этот предмет одежды? (ответы детей)
Правильно, это солдатская пилотка. Пилотка – наверное, самый известный головной убор Красной Армии. В наши дни пилотки стали фактически еще одним символом праздника Дня Победы. Что, в общем-то, вполне оправданно – в конце концов, именно в таких головных уборах наши солдаты и брали Берлин. Однако история пилотки начинается задолго до 1945 года. И даже до появления Красной Армии и советского государства. Впервые этот головной убор появился в Русской императорской армии в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Во всей армии, и у рядовых и у офицеров, штатным головным убором в то время служила фуражка. А вот летчикам требовался такой головной убор, который можно было бы компактно сложить на время полета, положив за пазуху или в карман, а по окончании полета (сняв шлем) тут же надеть этот убор на голову. Понятно, что фуражку компактно не сложишь – вот и ввели для летчиков «полётную складную шапку», она же «шапка суконная мягкая складная для лётчиков», сокращенно – полётка (в некоторых вариантах перелетка). Ну а затем слово чуть видоизменилось и превратилось в уже нам хорошо знакомую «пилотку».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Музейная команда?» Ваша задача отгадать по описанию экспонаты. «Что? Какой? Откуда? Как?»
- Впервые он был изготовлен в городе Тула. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось всё: и щепочки, и шишки. Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. (Ответ ребят: самовар)
- Этот предмет народного быта делали из древесины яблони, липы, рябины. При её изготовлении резчик использовал особый топорик, рашпили, резцы и нож. Она получалась лёгкой, удобной и не нагревалась от горячей пищи. На Руси её делали расписной и вырезной. (ложка деревянная)
- Это распространённый в русских избах инструмент для прядения нитей. Он представлял собой конусообразную палочку с утолщением посередине. Украшали его в тех случаях, когда преподносили женщине в подарок. Материалом для изготовления служила обычно древесина берёзы, ясеня, груши и др.(веретено)
- Один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было делать его из глины и украшать глазурью. Для того, чтобы вынуть его из печи использовали ухваты. В нём пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому долго не остывала. (глиняный горшок)
- На Руси каждый крестьянин мог сделать этот предмет быта.
Её плели из веток лозы: маленькую или большую, круглую или овальную, с простым или сложным плетением. Без неё в хозяйстве обойтись было трудно. В ней носили бельё на речку; ходили по грибы и ягоды. (корзина)
Воспитатель: Теперь вещь может найти по описанию не только её владелец. Записанные факты, связанные с вещью, останутся в памяти людей навсегда. В музее эта работа необходима. Ею занимаются «хранители» вещей. Мы только что ими поработали.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на известную картину «Победа» художника П.А. Кривоногова. Побывавший свидетелем многих малых и больших сражений, награжденный орденом Красной Звезды и боевыми медалями художник в мае 1945-го присутствовал в Берлине на апофеозе великой стойкости советского солдата. За данную картину П.А. Кривоногову присудили Государственную премию СССР.
Чтобы сохранить бесценные шедевры в годы войны необходимо было осторожно накатать огромные холсты без единой морщинки, без малейшего повреждения красочного слоя на специальные валы из фанеры на деревянном каркасе. Поверхность их, безукоризненно гладкая, без всяких неровностей, обтягивалась еще искусственной замшей. Чтобы валы не касались пола, они с торцов заканчивались деревянными колесами. На эту огромную катушку наматывалось по нескольку картин. Между ними прокладывалась плотная бумага, кромки холстов по мере накатки сшивали между собой. Затем валы с картинами, тщательно запеленатые сверху чистыми холстами, вкатывали в ящики. Пути следования в эвакуацию «караванов» с музейными коллекциями в сопровождении научных сотрудников музеев были засекречены, пункты назначения и детали транспортировки известны только ограниченному кругу лиц. Пакет, в котором было указано место назначения, вскрывали только в пути.
Воспитатель: Благодаря хранителям музеев мы можем окунуться в историю прошлых лет, поэтому предлагаю на выходных посетить Русский музей.
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня узнали. Что такое музей? Кто называется хранителями музеев? Какие экспонаты можно встретить в музее? Каким образом хранители музеев уберегли картины в годы войны? Вклад работников музея в победу над врагом?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей)
Станем участниками «Квеста» – это «поиск». Это игровое приключение, игра, где участникам всегда предлагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Сегодня нас ждёт квест-игра. В этой игре не обойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также ловкости, быстроты, координации и умения взаимодействовать с товарищами. Предметом нашего поиска будут краски с кистью. Строится маршрут, подсказки ищут дети.
Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы прогулка окончена, возвращаемся в группу.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить рисовать открытку к 9 Мая.
Оборудование и материалы: картон, краски, кисть, стаканчик для воды, карандаши.
Планируемый продукт детской деятельности: открытка
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Обсуждение картины «Победа» П.А. Кривоногов.
- Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций в книге репродукций Русского музея.
- Самостоятельный выбор детьми материалов для рисования (восковые мелки, карандаши, акварельные или гуашь краски, подготовленные раскраски). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения рисунка материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Самостоятельное рисование по собственному замыслу.
- Презентация детьми выполненных рисунков.
- Оформление выставки.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, с какой картиной вы сегодня познакомились? Кто такие хранители музеев? В чем заключается их работа?
Презентация: выставка рисунков, вручение рисунков-открыток ветеранам.