ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №62 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ТЕЛЕФОН, ФАКС ПРИЁМНОЙ:

(812) 409-88-75

 

197227,

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛ. ГАККЕЛЕВСКАЯ, Д.33, К.2

 

E-MAIL: DSAD62SPB@MAIL.RU

info.gbdou62prim@obr.gov.spb.ru

 

ЧАСЫ ПРИЁМА ЗАВЕДУЮЩЕГО:

ВТОРНИК 15:00-18:00

14 ИЮЛЯ ПРОФЕССИЯ ПОБЕДЫ – ФРОНТОВОЙ ПОЧТАЛЬОН

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

Кто такой военный почтальон? Чем профессия почтальона отличалась в военное время от почтальона в мирное время? Почему их так ждали и при этом  боялись в каждой семье ? Как люди с полной   сумкой писем через плечо помогали ковать Победу? Как увековечена память о подвиге вонных почтальонов? Где и когда поставили памятник в честь их огромного вклада в победу в Великой Отечественной войне? Что за бумажные треугольные письма, исписанные со всех сторон,  до сих пор очень бережно хранятся во многих семьях и передаются новым поколениям с особым трепетом?

 

Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ФРОНТОВОЙ ПОЧТАЛЬОН»

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией военного почтальон, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование и материалы:

Одежда и сумка почтальона в мирное время.

Одежда теплая для военного времени (шуба или тулуп, пуховой платок, валенки).

Конверт для писем и письма “фронтовые”.

Видеофильм про военных  почтальонов под песню в исполнении  Марка Бернеса “Полевая почта”.

Декорации с изображением Мирного города и Блокадного Ленинграда.

Фоторяд с изображением почтальонов в Великую Отечественную войну(презентация).

Звуковой ряд шумовых эффектов и отрывков из песен про ВОВ.

Аудиозапись с чтением писем с фронта.

Аудиозапись с песней Я. Коломеец “Фронтовой почтальон”.

Воздушные шары белого цвета, бумажные фигуры голубей.

Ход занятия

Вводная часть

(дети в группе сидят на стульях)

Воспитатель: слова звучат под звук Метронома

Идут года

И в глубь времен уходят

Воспоминания о той зловещей

Страшной той войне.

Все меньше очевидцев остается ,

Готовых рассказать о горе, ужасах и о себе.

Но память не утеряна!

Все свято!

Храним мы для потомков, для живых

Историю про русского солдата,

Врача, танкиста, почтальона….

Про их жизнь.

Мы будем помнить про их подвиг,

Смелость и отвагу,

Про то , что жить хотели и любить.

Мы, преклоняясь, заклинаем свято

“НИЧТО НЕ ЗАБЫТО,

НИКТО НЕ ЗАБЫТ!”

(Иванова А.В.)

Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы снова и снова вернемся в то далекое и страшное время, когда гремели взрывы, визжали пули , пылал огонь  и раздавались крики “Вперед! За Родину! на передовой.

Мы продолжаем знакомиться с профессиями людей военного времени, которые в едином порыве остановили врага, прорвали его оборону и выгнали с нашей Земли. Мы уже говорили о сугубо военных специальностях, но и самые мирные из них стали такими необходимыми и важными, что заслуживают особого уважения и почета.

Стук в дверь.

Ребенок:

Кто стучится в дверь ко мне?

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5  на медной бляшке

В синей форменной фуражке?

Дети: хором

Это он, это он,

Ленинградский почтальон!

(Входит ребенок , одетый в форму почтальона мирного времени и встает у декорации с мирным городом.)

Воспитатель:

Ребята,чьи это стихи? Правильно. Написал стихотворение ПОЧТА  Самуил Яковлевич Маршак еще задолго до Великой Отечественной войны. Историю про письмо, облетевшее всю Землю за своим адресатом, знали  не только ваши прабабушки и прадедушки, но и дети многих стран. Толстая сумка  через плечо и доброжелательная улыбка-вот неотъемлемые спутники почтальона.

Вдруг раздаются грохот, взрывы; звучит отрывок из песни “Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!….”

( Декорации разворачиваются, мирный почтальон убегает , а в группе появляется девочка, одетая  в одежду военного времени с толстой  почтовой сумкой через плечо  и читает  с группой воспитанников под музыку “Стихи о почтальонке “Татьяны Черновской)

Ей пятнадцати нет -девчонка.

Невысока и очень худа.

Письмоносица, почтальонка,

По прозванию Нюрка-беда.

В зной и в слякоть, в метель и стужу

С сумкой кожаной наперевес

Разнести Нюрке почту нужно

По пяти деревенькам окрест.

Дома двое младших братишек,

Мать болеет почти уж год.

Слава Богу, отец с фронта пишет –

Ждут и верят, что он придет.

Он придет, и все будет как прежде,

Как в далеком-далеком вчера.

Не лиши только, Боже, надежды…

И опять на работу пора.

Ребятишкам –картошка в печке,

Ей с утра –с сумкой наперевес.

А что впроголодь…Бегать легче

По пяти деревенькам окрест.

В деревнях –старики да дети,

Бабы – в поле, то сеют, то жнут.

Почтальонку вдали приметят

И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!

Коли  серый казенный конверт –

Замолчат, закричат, заплачут…

И померкнет в глазах белый свет…

Защемит у девчонки сердчишко

От людского горя и бед…

Тяжела эта сумка слишком,

Если там от беды привет.

Вести черные –похоронки,

Горя горького череда.

Письмоносице, почтальонке

Без вины дали имя –Беда.

Малолетка еще, девчонка –

Только в косах полно седины.

Письмоносица, почтальонка,

Разносящая вести с войны.

Воспитатель:

Во время Великой Отечественной войны при доставке писем на фронт не существовало привычного для почтальона конкретного почтового адреса с указанием улицы и дома. Нужно было придумать, как быстро и безошибочно доставлять корреспонденцию в военные части, местоположение которых постоянно изменялось.

В первые же недели войны почтовые работники столкнулись с нехваткой конвертов. Именно тогда и появились письма-треугольники, народные письма. Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, загнутый сначала справа налево, а потом слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось, так как все знали о том, что его будет читать цензура. На наружной стороне писался адрес назначения и обратный, а также оставлялось чистое место для отметок почтовых работников. Поскольку тетради были на вес золота, послание писалось мельчайшим почерком, заполнялось все пригодное пространство. Подобные письма-треугольники складывали даже маленькие дети, которые сооружали послание папке из обычного куска газеты. Если адресат к моменту доставки письма уже погиб, то на треугольнике делали запись о гибели, перечеркивали адрес назначения и возвращали обратно. Зачастую такой треугольник заменял «похоронку».

(Дети рассматривают письмо – треугольник военного времени.)

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем отрывки из фронтовых писем и узнаем о чем же мечтали их отправители.

(звучит аудиозапись с чтением отрывков из военных писем)

Воспитатель: Основное количество почтальонов составляли мужчины. Поскольку общий вес груза, который им приходилось переносить, состоял помимо привычного обмундирования из множества писем и газет и почти равнялся весу пулемета. Каждому почтальону ежедневно приходилось переживать и радость, и горе вместе со своими адресатами. По данным Управления военно-полевой почты, было доставлено около 6 млрд писем! Письма шли и в голод, и в холод, и под обстрелами, даже во время блокады Ленинграда и осады Севастополя. Для доставки почты порой использовались все мыслимые и немыслимые способы. Так в Севастополь письма приходили на подводных лодках, а в Ленинград их сначала везли через Ладожское озеро, а после прорыва блокады в 1943-ем году на отвоеванном узком участке суши через построенный секретный тридцати трёх километровый железнодорожный коридор. Позднее эту трассу, по аналогии с Ладожской Дорогой Жизни, назвали Дорогой Победы.

Использование почтового транспорта для каких-либо прочих нужд было строго-настрого запрещено. Наравне с боевым обеспечением армии военным почтовым грузам был отдан приоритетный характер. Как бы плотно ни была закружена железная дорога, почтовые эшелоны пропускались в первую очередь, а их остановки считались недопустимыми. Кроме того, почта перевозилась с помощью всех имеющихся видов транспорта в зависимости от условий местности – в специальных почтовых вагонах, на кораблях, почтовых самолетах, автомобилях и даже на мотоциклах. (Презентация.)

Воспитатель: Какими, на ваш взгляд чертами характера должен обладать почтальон? (ответы детей)

Всё это требовало мужества и героических усилий – более 300 военных связистов (именно они доставляли почту в полевых условиях) получили звание Героя Советского Союза.

Воспитатель: (показ фото)

7 мая 2015 году в  Воронеже  состоялось открытие памятника военному почтальону и было приурочено ко Дню связиста и к 70-летию Великой Победы. Установили монумент рядом с воронежским главпочтамтом и площадью Победы. Скульптурная композиция представляет две отдельные группы: самого военного почтальона, протягивающего корреспонденцию, и памятника военным письмам в форме «треугольников» с почтовым штемпелем и надписью.

Бронзовая скульптура, весом в 700 килограммов, выполнена Алексеем Игнатовым. Прототипом для создания памятника послужил Иван Леонтьев – экспедитор-почтальон стрелкового полка 6, который под шквальным огнем фашистских войск доставлял почту на передовые позиции Воронежского фронта.

Монумент военному почтальону является единственным памятников в России, посвященным подвигу военных почтальонов во время Великой Отечественной войны.

В 2016 году выпущена в обращение Почтовая марка с изображением памятника военному почтальону в Воронеже.

08 июля в России отмечают День российской почты и 14 июля -День  почтальона.

Рефлексия

Ребята давайте вспомним, о чем сегодня узнали.  Чем профессия почтальона отличалась в военное время от почтальона в мирное время? Почему их так ждали и при этом  боялись в каждой семье? Как увековечена память о подвиге военных почтальонов?

 

Деятельность на прогулке

Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей)

Воспитатель проводит игры на развитие внимания, воображения, дидактические игры

Давайте проведем несколько подвижных игр, за каждую проведенную игру вы будите получать в качестве приза воздушный шар с привязанным бумажным голубем. В конце прогулки мы с вами  узнаем : “Почему именно их?” Вам нравится мое предложение (ответы детей). Вначале вспомним, в чем заключалась работа почтальона?

Игра-эстафета «Собери почтовую сумку»

Дети делятся на 2 команды. Нужно выбрать правильные предметы для сумки: газеты, письма-треугольники, просто письма и как можно быстрее заполнить сумку. Не должны лежать современные детские журналы, раскраски в сумке.

Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили про то, что почтальонские сумки очень были тяжелые, но и одежда зимой тоже , а люди от голода были очень ослабленные. Сейчас вы попробуете почувствовать, какая это была нелегкая работа.

Эстафета «Пройди полосу препятствий» .

На детей одевают большую шубу и валенки взрослые. Нужно как можно быстрее разложить письма по коробкам, стоящих на разных столах.

Воспитатель: Письма ценный груз. Его доставляли любыми способами.

Ваша задача выбрать из множества частей нужные части пазла, чтобы собрать  картинку – ответ и рассказать, как это происходило.

В конце остаются еще детали. Воспитатель предлагает соединить и их.

Получается фигура голубя.

Воспитатель:

Кто из вас знает или догадается, почему, говоря про доставку писем в военное время мы получили еще ответ :ГОЛУБЬ.

Правильно эти птицы тоже были почтальонами. Их так и называли ПОЧТОВЫЕ голуби. Вам задание : дома с родителями найти и прочитать истории про почтовых голубей, которым даже поставили памятники за их заслуги в ВОВ.

А мы сейчас с Вами запустим наши шары с голубками в небо, как салют памяти в честь военных почтальонов.

Вы сегодня большие молодцы прогулка окончена, возвращаемся в группу.

 

План-конспект продуктивной деятельности

Цель: научить детей складывать письма-треугольники.

Оборудование и материалы:

бежевая бумага, газета, образец письма.

Планируемый продукт детской деятельности: письмо-треугольник.

Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, с какой профессией мы сегодня познакомились? Какими качествами должен обладать почтальон?

Презентация: выставка военных писем.

  1. Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
  2. Прослушивание песни Я.Коломеец “Фронтовой почтальон”.
  3. Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций в книгах (подготовлена выставка книг по теме «Почтальон»).
  4. Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения изделия материалы на собственный выбор).
  5. Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
  6. Поэтапное складывание под руководством воспитателя.
  7. Презентация детьми полученных писем.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сегодня

Четверг, 12 декабря 2024

Сайт дистанционного обучения