ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие ботаники? Что они делают? В чем заключалась их деятельность? Что делали ботаники во время войны? Какие самые известные подвиги ботаников мы знаем?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – БОТАНИК»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией ботаник, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: презентация в программе PowerPoint, ноутбук, проектор, кусочки хлеба весом 125 гр., 250 гр., 375 гр., весы, коллекция зерен и колосков, репродукции картин Удальцовой Надежды Андреевны «Хлеб военный», Родионова Александра Мироновича «Хлеб», фотографии военных лет с изображением ботаников и огородов в городе Ленинграде.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе или физкультурном зале сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: Мы с вами сегодня совершим путешествие в блокадный город Ленинград и познакомимся с подвигом советских ботаников.
Основная часть
Воспитатель: Немецкие войска осадили Ленинград. Почти 900 дней жители Северной Столицы жили в блокаде «отрезанные от внешнего мира». К осажденному городу были перекрыты все пути, которые давали возможность доставлять продукты. Людям блокадного Ленинграда выдавали норму хлеба. Это был единственный и самый верный способ распределения продуктов, дающий надежду на жизнь. Кроме хлеба люди ничего не получали. Такой паек послужил началом жесточайшего голодного периода в истории Ленинграда. Служащие, дети и иждивенцы получали всего по 125 граммов хлеба, рабочим полагалось 250 граммов, а тем, кто трудился в горячих цехах, – 375 граммов. Бывало и этот положенный паек из-за бомбежек выдавали не всегда (педагог демонстрирует кусочки хлеба весом 125, 250, 375 гр., взвешивая их на весах).
В первую блокадную зиму температура опускалась ниже 40 градусов Цельсия. В комнатах Исаакиевского собора размещалась крупнейшая в мире коллекция культурных растений – коллекция Вавилова – семенного фонда, клубней картофеля и риса. Ботаники охраняли тонны продовольствия от крыс, немецких обстрелов и голодающих людей, но за все время ни разу не съели и грамма ценнейшей коллекции. Они наравне с остальными испытывали небывалый голод, но не поддались соблазну. В результате 28 учёных ботаников погибли от голода. Они мужественно боролись для блага будущих поколений в надежде на быстрое восстановление сельского хозяйства после разрушительной войны. После окончания войны их подвиг помог быстрее восстановить сельское хозяйство Советского Союза.
Запасы зерна в городе были минимальны (дети рассматривают коллекцию зерен и колосков, репродукции картин: Удальцова Надежда Андреевна натюрморт «Хлеб военный», Родионов Александр Миронович «Хлеб»).
Физкультминутка «Зернышко»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают, тянутся вверх)
Блокадный хлеб очень сильно отличался от привычного для нас хлебобулочного изделия. При выпекании в муку добавляли разные примеси: ячмень, отруби, солод, сою, овес с шелухой, позже целлюлозу и обойную пыль.
Воспитатель: Вот что пишет о хлебе известный писатель В. Кармазин: «Хлеб вобрал в себя, как самый ёмкий в мире аккумулятор, всенародный неустанный труд, силу и мощь человека, на которые он только способен, его настойчивость, мужество и героизм, наконец, все мысли, чувства граждан нашего Отечества. Хлеб всегда сражается. Не иначе как за высокие человеческие идеалы на земле». В этом высказывании кроется отношение человека к хлебу, как к живой системе, наделённой, наравне с человеком, всеми свойствами, включая его духовные силы.
Воспитатель: Чтобы не погибнуть от голода, жители города разбивали огороды прямо на улицах Ленинграда. Ботаники помогали, консультировали, выпускали брошюры, в которых учили жителей ухаживать за огородом, агитационные плакаты, пособия, в которых рассказывалось, как правильно нужно обрабатывать землю и собирать урожай. По радио вещали, что у каждого блокадника должен быть огород. Скверы города превратились в огороды. Семена, рассаду, удобрение и необходимые инструменты для огорода выдавали бесплатно (воспитатель демонстрирует детям презентацию). На некоторых военных фотографиях можно увидеть, что огороды были даже на Исаакиевской площади: там сажали капусту. На Марсовом поле сажали картошку, капусту и турнепс. Ребята, как вы думаете, на любой земле может вырасти урожай овощей? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, не обошлось в Ленинграде и без трудностей. Многие участки земли никуда не годились: урожай просто не рос на них. Также на урожай влияли нередкие бомбёжки. Крысы, которых было большое количество в блокадном Ленинграде. Но, не смотря на сложности, первый урожай спас тысячи жизней. Ленинградцы смогли подготовить запасы к следующей зиме. Благодаря огородам осаждённый Ленинград смог пережить еще одну блокадную зиму.
Воспитатель: Какими, на ваш взгляд, чертами характера должны были обладать ботаники в годы Великой Отечественной войны? (ответы детей) (рассматривание и обсуждение фотографий военных лет с изображением ботаников и огородов в городе Ленинграде)
Воспитатель: Молодцы, все правильно. Подвиг ботаников позволяет оценить самоотверженность людей, живших в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны.
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня узнали. Кто такие ботаники? Что они делают? Что делали ботаники во время войны? Какие известные подвиги ботаников мы знаем?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наше путешествие. Все согласны? (ответы детей) Мы отправимся с вами в Ленинградскую область, в деревню Свеколкино (понадобится ватман с рисунком растений, картинки овощей в соответствии с текстом стихотворения А. Прокофьева «Наш зеленый огород»). Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей) Правильно, там растет много свеклы и других овощей. Предлагаю поехать туда на лошадках:
У лошадки вьется грива,
Бьет копытцами игриво! (поставить руки перед собой. Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши).
Дети галопом скачут друг за другом.
Приехали. Все громко говорят «Тр-р-р». Вот и деревня (перед детьми ватман с рисунками растений).
Вот огород, грядки ровные, красота. А что же растет на этих грядках? (воспитатель рассказывает стихотворение А. Прокофьевой «Наш зеленый огород» и демонстрирует детям картинки овощей).
Поднялся наш огород,
Все под солнышком растет.
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год!
А какие еще овощи вы знаете? (ответы детей)
Подвижная игра «Вершки и корешки»
Цель: закрепить знания о способе произрастания овощей, развить внимание, зрительное и слуховое восприятие, память. Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры. Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляж или натуральный), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает. Если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.
Игра «Чеслук и репуста»
Понадобятся: картинки овощей, разделенные пополам (картинки собраны неправильно по стихотворению Н. Кончаловской «Шутка»). Задача детей – собрать овощи правильно и назвать их.
Жил один садовод,
Он развёл огород:
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена,
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Ни в земле, ни в воде,
Никогда и нигде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук, и репуста.
Сельдерошек поспел,
И мортофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
И мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Мы корзину несли
Но решить не могли:
Как нам быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам?..
Ну, и съели их просто сырыми!
(Н. Кончаловская)
Подвижная игра «Овощи»
Ход игры: (дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами)
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг. (останавливаются, крутят водящего.)
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать. (разбегаются, приседают, водящий ищет.)
Моторика «Зайка и капуста»
Длинноухий зайка правая рука-«зайка», указательный и средний пальцы вытянуты и выставлены вверх
В огород пошел. сгибаем вытянутые пальцы
Большой кочан капусты
Заинька нашел. левую руку сжать в кулак, направить вверх-«капуста»
«Попробую капусту», безымянный и большой пальцы делают «ротик зайки» и дотрагиваются до кулака-«капусты»
Заинька сказал.
Погрыз кочан немножко повторяем действия
И дальше побежал. убрать руку за спину
«Помидор» (артикуляционное упражнение)
Посмотрите, помидор-
Толстый, сахаристый,
Красный и мясистый.
Улыбнулись, откусили, пожевали, проглотили.
Проглотили-«АМ»!
Ну а рядом репка- толстая да крепкая, круглая да сладкая,
Понравилось, ребятки, вам?
А теперь как зайки ловко, погрызите, ка морковку.
Вот так, вот так!
Воспитатель: в путешествии вы узнали, как растут овощи, вспомнили, как они называются. Теперь нам пора возвращаться в детский сад, прогулка окончена.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить проводить эксперименты и выращивать растения.
Оборудование и материалы: репродукции картин: Родионов Александр Миронович «Хлеб», Михайлов Алексей Сергеевич «Горький хлеб», контейнер, марля или бинт, рожь – семена, емкость с водой.
Планируемый продукт детской деятельности: оформление уголка природы на подоконнике в группе.
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Рассказ воспитателя и совместное обсуждение репродукций картин Родионов Александр Миронович «Хлеб», Михайлов Алексей Сергеевич «Горький хлеб».
- Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций в книгах (подготовлена выставка книг по теме «Ботаник»).
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения эксперимента материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Совместное с воспитателем проведение эксперимента: в не высокий контейнер помещаем сложенный в 2 раза кусок марли или бинта; насыпаем щепотку семян; накрываем сложенным в 2 раза куском марли или бинта; обильно поливаем; наблюдаем ежедневно.
- Презентация выполненной детьми работы.
- Оформление уголка природы на подоконнике в группе.
Рефлексия
Воспитатель: Мы сегодня с вами многое узнали и повторили. Давайте вспомним. Кто такие ботаники? Что они делают? В чем заключалась их воинская служба? Что делали ботаники во время войны? Какие самые известные подвиги ботаников вы запомнили? Как выращивают растения мы с вами сейчас узнаем. Предлагаю посеять рожь.
Презентация: оформление уголка природы на подоконнике в группе