ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такой поэт? Какими творческими способностями и талантами он должен обладать? Где работает поэт? В чем выражается необходимость профессии поэт на войне? Где выступали поэты во время войны? Какие известные стихи про войну мы можем вспомнить? Известные имена поэтов, прошедших войну и написавших великие стихи о войне.
Конспект занятия НОД по теме: «Профессия победы – ПОЭТ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией поэт, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Оборудование и материалы: слайды с портретами писателей, поэтов, военными фотографиями, репродукциями картин, блокноты, карандаши по количеству детей.
Ход занятия
Вводная часть.
(Дети входят в зал, их встречает воспитатель с блокнотом и большим карандашом в руке. Создана обстановка военного времени. Стоит стол. Стул, старая печатная машинка)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рад вас приветствовать у себя в гостях.
Сегодня я расскажу вам, почему такая мирная профессия, как поэт была очень востребована на войне. Почему поэтов уважали, любили и оберегали их творчество. Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Посмотрите, пожалуйста, что у меня в руках? (ответы детей) Да, вы правы, это блокнот и карандаш. Именно это было самым главным оружием во время войны у поэта. Именно карандашом писали письма солдаты с фронта домой. Именно карандашом создавались самые важные фронтовые стихи. Я сейчас предлагаю вам взять в руки блокноты и написать в них буквы, которые вы знаете, представьте, что вы пишете письмо с фронта домой.
Основная часть
(В это время воспитатель показывает плакат, на котором написаны несколько строк из стихотворение К. Симонова «Жди меня»):
Воспитатель:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто написал это письмо домой? (ответы ребят) Правильно, ребята, это стихотворенье написал поэт Константин Симонов. Во время войны, многие молодые люди, которые только учились в литературных институтах, стали писать очень вдохновенные, суровые и правдивые стихи о войне. Они описывали все, что происходило на их глазах. В этих стихах были и ужас, и страх, и мечта о победе и тоска по родным и любимым. В начале Великой Отечественной войны Константину Симонову было всего 26 лет, он был одним из молодых поэтов. Почти всю войну К. Симонов прошел в должности корреспондента газеты “Красная звезда”. Стал одним из лучших военных журналистов, видел всю войну от Черного до Баренцева моря, закончил ее в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии и на всю жизнь остался поэтом, военным писателем, летописцем и историком этой войны (воспитатель показывает детям сборники стихов К. Симонова).
Воспитатель: Именно на войне сложился стиль жизни Симонова, основой которого стала работоспособность, собранность и целеустремленность. За четыре военных года К. Симонов подготовил пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», « Под каштанами Праги», дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений, и, наконец, стихи, которых ожидала буквально вся воюющая страна. Предлагаю вам выучить вместе со мной первое четверостишье, которое написано у меня на плакате:
(Дети заучивают четверостишье)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Воспитатель: Предлагаю, каждому из вас попробовать стать военным поэтом и придумать слова к картине Ткачева Сергея Петровича и Алексея Петровича «Ветеран» из коллекции Русского музея (обсуждение).
Педагог подбирает рифму к словам – ветеран, медали. После ответов детей, читает стихотворение «Медали» (автор неизвестен)
Ветеран – боец бывалый,
Повидал за жизнь немало.
Он с отвагою в бою
Защищал страну свою!
В День Победы засверкали
На груди его медали.
На груди его — медали!
Мы с сестрой их сосчитали.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, для чего еще были нужны стихи на войне? Что еще любили делать бойцы на привале? (ответы детей) Конечно, петь песни. Так вот, сначала поэт сочинял стихи, а затем композитор писал к этим стихам музыку. Конечно, бывало и наоборот, но чаще всего, музыка писалась после того, как появлялись стихи. Сейчас я вам прочитаю стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная» (воспитатель читает стихотворение).
Воспитатель: Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного поэта В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из групп ансамбля песни и пляски впервые исполнила песню «Священная война» (обсуждение репродукции картины Ананьева Дмитрия Александровича «Ансамбль Александрова на Белорусском вокзале, 26 июня 1941 г.») для отправляющихся на фронт солдат. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам встать послушать песню вместе со мной. Мальчики представьте, что вы солдаты, которые собираются на войну, постройтесь в колонну вы будите идти маршем, а девочки вас провожать, махая им рукой (звучит музыка, мальчики маршируют по залу, девочки машут). Спасибо большое, присаживайтесь. Скажите, что вы почувствовали, когда маршировали под песню? (ответы детей) Правильно, у вас стало бодрое настроение, появилась отвага, желание защитить свою Родину. То же самое чувствовали солдаты на войне. Стихи и песни помогали бойцам идти в бой, отдыхать на привале, подбадривать друг друга.
Поэты были необходимы, что бы описывать победы наших бойцов, писать красивые стихи. Поэты ездили по фронтам и на коротких привалах между боями поднимали дух бойцов, рассказывая им свои новые фронтовые стихи. В наше время стихи печатают в книгах, их можно найти в интернете, поэты выступают на сцене, а во время Великой Отечественной войны любая полянка в лесу была для поэта сценой, а иногда они выступали просто стоя на танке.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как называется профессия с которой мы познакомились? Какими чертами характера и профессиональными навыками должны обладать люди этой профессии? Нужны ли были поэты на войне? Какую роль они сыграли в деле освобождения от немецких захватчиков? Давайте еще раз повторим отрывок из стихотворения К. Симонова, который выучили (дети читают четверостишье).
Спасибо вам за то, что вы были со мной и помогли мне написать стихи к картине. Желаю каждому из вас написать самое главное стихотворение в жизни и пусть это будет стихотворение про мир на земле! До свидания!
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях был поэт. Помните, он рассказывал о том, что во время войны стихи писали карандашом на простых листках бумаги. А как же их доставляли к бойцам? (ответы детей) Правильно, работали почтальоны, которые доставляли не только письма, но и новые стихотворения на фронт. Я предлагаю вам представить себя военными почтальонами и доставить новое стихотворение о Победе, что бы все солдаты могли его прочитать. Готовы?
Что бы попасть на фронт, надо преодолеть несколько препятствий. И первое задание для вас такое. Поэт написал новое стихотворение и уехал в другой город. Конверт со стихом он оставил где-то здесь, но очень торопился и не успел мне рассказать где именно. Только оставил карту, где обозначено место, в котором лежит конверт. Давайте вместе посмотрим и найдем это место.
Игра «Отгадай место»
(На карте нарисован план участка и стрелочками обозначен маршрут. Предварительно на площадке расставлены флажки (красные и зеленые). Задача детей по команде найти место, где стоят вместе красный и зеленый флажок (в этом месте буден спрятан конверт)
Воспитатель: Отлично, ребята, вот мы и нашли конверт со стихами, который надо доставить на фронт. Пора отправлять в путь. Разделитесь на 2 команды, нам предстоит трудная дорога. Впереди болото. Нужно перебраться на другую сторону.
Эстафета «Перейди болото»
Ход игры: раскладываются плоские дощечки, по которым надо пройти командам и пронести конверт. Побеждает та команда, которая в полном составе быстрее перейдет по дощечке.
Воспитатель: Молодцы, вы прошли болото. Но впереди минное поле. Надо пройти так, чтобы не задеть ни одну мину.
Игра «Внимание, мины»
Ход игры: на участке раскладываются кегли в линию. Каждый ребенок должен обежать каждую кеглю, не задев ее.
Воспитатель: Очень хорошо, ребята, вы прошли уже полпути. Еще немного и ваш конверт попадет к бойцам. Но боюсь, что мы не знаем куда дальше идти, нам нужна карта. Здесь у меня есть карта, правда она пострадала во время боя и разорвана на мелкие кусочки. Если вы сможете ее собрать, мы узнаем куда двигаться дальше. Карта состоит из 2 половинок. Предлагаю каждой команде собрать свою половину.
Игра «Собери пазл»
Ход игры: Детям раздается карта-картина разрезанная на крупные пазлы, две команды собирают пазл. Победит та, которая быстрее соберет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, теперь я знаю, куда нам надо идти, за мной. Впереди на дороге разбросаны камни, когда мы очистим дорогу, мы сможем проехать на фронт. Помогите мне.
Игра «Собери камни»
Ход игры: Воспитатель разбрасывает по участку мелкие мячики, дети собирают их и складывают в корзину.
Воспитатель: Вы справились со всеми заданиями, впереди поляна, на которой отдыхают бойцы. Давайте вспомним еще раз стихотворение, которое мы учили сегодня и передадим солдатам наш конверт со стихами.
Дети читают четверостишье К. Симонова «Жди меня» и передают конверт на другую площадку.
Воспитатель: Сегодня вы отлично потрудились и доставили стихи по назначению, а теперь нам пора возвращаться в группу.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: научить складывать лист бумаги в виде конверта-треугольника, разукрашивать цветными карандашами.
Оборудование и материалы: листы бумаги формата А4 на каждого ребенка, карандаши.
Планируемый продукт детской деятельности: поделка – конверт-треугольник.
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Рассказ воспитателя и совместное обсуждение форм писем, принадлежностей для письма.
- Самостоятельное рассматривание детьми фотоматериала «Фотографии военных писем 1941-1945» и репродукции картины Григорян Григория Суреновича «Письмо с фронта» из коллекции Русского музея.
- Самостоятельный выбор детьми материалов для изготовления письма. Дети объясняют свой выбор, рассказывают о том, каким будет их письмо (красивое, строгое, большое, маленькое).
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения работы материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Самостоятельное выполнение работы по собственному замыслу.
- Презентация детьми собственных поделок.
- Оформление выставки.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, с какой профессией вы сегодня познакомились? Кто такие поэты? Как они писали стихи? Где они выступали? Как помогали бороться с врагом? Какими качествами должен обладать поэт?
Презентация: выставка.