ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие портные? Что они делают? В чём заключается работа портного? Какими качествами он должен обладать? Что помогает ему в работе? Что делали портные во время войны? Что шили в годы войны для армии? Помогла и эта профессия победить?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ПОРТНОЙ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией портной, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: красные и зеленые карточки, карточки с изображением одежды и головных уборов, георгиевские ленточки, выставка военных головных уборов, диск с записью марша В. Агапкина «Прощание Славянки»
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе или физкультурном зале сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: Ребята, предлагаю поприветствовать друг друга.
Игра – приветствие: дети стоят в кругу и выполняют движения со словами.
Встанем мы в кружочек дружно, (идут по кругу)
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет», (останавливаются, поворачиваются вправо)
Улыбнись скорей в ответ. (поворачиваются влево)
Здравствуй правая рука, (правую руку вперед)
Здравствуй левая рука. (левую руку вперед)
Здравствуй друг, (правую руку вправо)
Здравствуй друг. (левую руку влево)
Здравствуй весь наш дружный круг! (сцепленными руками раскачивают вверх-вниз).
Воспитатель: В этом году наша страна отмечает 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. О мужестве и героизме советских солдат в годы войны известно всем. Но я бы хотела рассказать о доблестной работе тех людей, которые обслуживали фронт, о тех, кто внес своим тяжелым трудом вклад в Победу.
В течение всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду. Именно этот вид творчества был наиболее близок большинству людей, так как в нем каждый мог проявить свое мастерство, фантазию, понимание прекрасного. Благодаря одежде человек может изменить свой внешний вид, украсить себя, скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства внешности, продемонстрировать свой вкус.
Все, что мы надеваем, сшито человеком, чья профессия называется- портной. Портной – профессия распространенная, нередкая и почетная. Хороший портной может преобразить человека, изменить его имидж и облик.
Во время Великой Отечественной Войны были задействованы представители самых разных профессий, как военных, так и совершенно мирных.
Солдат, как известно, должен быть сыт, обут, одет. Какой боец без гимнастёрки или шинели? Именно их, а также многое другое для Красной Армии выпускали в годы Великой Отечественной войны швейные фабрики Советского Союза, на которых трудились швеи и портные.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, какой в мае большой праздник? Как он называется? (ответы детей) Правильно, ребята! Это праздник 9 мая. В этот день наша страна много лет назад одержала победу над фашистскими захватчиками. Послушайте стихотворение:
Майский праздник –
Что такое день победы? Это утренний парад, Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат. Что такое день победы? Это праздничный салют. Фейерверк взлетает в небо Рассыпаясь там и тут. |
Что такое день победы? Это песни за столом, Это речи и беседы, Это дедушкин альбом. Это фрукты и конфеты Это запахи весны. Что такое день победы. Это значит нет воины.(Андрей Усачев) |
(Загадывание загадок детям)
Он на фронте воевал
И давно седым уж стал.
По-военному одет,
Ветеран войны – мой (дед).
Был и он в войну солдатом,
Шёл в атаку с автоматом,
Города освобождал,
Воевал и побеждал. (ветеран войны )
Воспитатель: Все взрослые мужчины надели военную форму и отправились на фронт. В деревнях и городах остались только женщины, дети и старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, тушили на крышах зажигательные бомбы. А ещё — растили детей, спасали будущее страны. Главный девиз всего народа был: «Всё для фронта, всё для победы!» Как вы понимаете это выражение (ответы детей).
Воспитатель: Люди разных профессий помогали солдатам воевать. Рабочие делали танки и пушки, пекари пекли хлеб, портные шили одежду. Портной – это специалист по пошиву одежды. Самую простую одежду люди стали изготавливать с древнейших времен. Сначала одежду делали из шкур животных, рыбьей кожи, травы и листьев деревьев. Со временем, когда люди научились изготавливать ткани из шерсти животных и волокон растений, они стали шить более сложную одежду. По виду одежды можно было определить, к какому роду принадлежит человек, чем он занимается. В любом деле без портного не обойтись. Врачу халат нужен? Нужен! Актеру – костюм? А как же! Клоуну – смешной наряд? Маме – фартук кухонный? Военному – форма?
Женщины-портнихи работали не щадя себя, выполняли по две и даже три нормы в день и было для них это обычным явлением. Часто проводились воскресники и субботники, а заработанные деньги отчислялись в Фонд обороны.
Воспитатель: А теперь, ребята, физкультурная минутка!
Вышивает, шьёт иголка, Пальцу больно, пальцу колко, А напёрсток в тот же миг К девочке на пальчик прыг! Говорит иголке: “Шей! А колоться ты не смей!” |
Левая ладошка раскрыта, в правой – воображаемая игла. Игла “шьёт” и задевает кончик указательного пальца левой руки. Делают такое движение, будто надевают напёрсток. Вновь “шьют”. Грозят указательным пальчиком правой руки. |
Воспитатель: Теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Загадки-отгадки». Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать.
Инструмент бывалый:
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы)
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает. (Игла)
На пальце одном,
Ведерко – вверх дном. (Наперсток)
На поляне шерстяной пляшет тонко ножка,
Из – под туфельки стальной – выползает стежка. (Швейная машинка)
Пройдусь слегка горячим я
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)
Везде ты видишь вещи эти,
Ведь в них удобно и тепло.
И много их на белом свете,
Но их запомнить мудрено.
Эти вещи надо знать,
В них хорошо играть и спать.
Играть и летом , и в мороз,
И даже в холод спрятать нос.
-Что же это? Правильно, это ОДЕЖДА!
Дидактическая игра «Каждой одежде – свой сезон»
(Разложить карточки с изображением одежды и головных уборов по сезонам, в которые их носят: (шуба, сарафан, куртка, рубашка с короткими рукавами, пуховик, плащ, меховая шапка, панамка, кепка, берет)
Воспитатель: Почему куртку и плащ носят и осенью и весной? (ответы детей) Это демисезонная одежда, можно носить весной и осенью.
Воспитатель: А теперь давайте послушаем стихотворение.
Не растут, к несчастью, брюки
И у платьев рукава.
Но растут всё время руки,
Ноги, шея, голова.
Мальчики и девочки
Становятся большими,
Надо, чтоб одежду
Им по мерке сшили.
Мастера пустили в дело
Иглы, ножницы, утюг.
За шитьё взялись умело
Много быстрых, ловких рук.
Получайте свой заказ!
Всё по мерке, в самый раз.
А. Кардашова
Речевая подвижная игра «Портной»
Ёж-портной наш шить устал.
Из-за стола он быстро встал.
Расправил плечи. Потянулся.
Затем он низенько нагнулся.
Потом на цыпочки поднялся.
Поприседал. И вот размялся.
К работе можно приступать
Теперь нам долго не устать.
Воспитатель: Профессия портной будет востребована во все времена, так как люди всегда будут нуждаться в новой одежде. В годы войны фабрики шили буквально всё, что требовалось нашим солдатам: от шинелей до нательного белья и чехлов для фляг и танков. Более того, из отходов производства и упаковочной ткани предприимчивые женщины мастерили тапочки, носовые платки и даже детские сорочки.
На фабрике был заведён обычай: один день в неделю объявлялся «фамильным» (день семьи Ивановых, Петровых). В этот день вся фабрика помогала семье с маленькими детьми, получившими «похоронку» или «именинникам». В этот день все, кто мог, приносили гостинцы, от крупы и овощей до сахара.
Воспитатель: А сейчас мы попробуем открыть секрет военной формы – специальной солдатской одежды и обуви. Подойдите к нашей выставке военных головных уборов. Секрет в том, что узнать какой профессии солдат нам помогает цвет и знаки отличия. Какие из них вы узнали? (ответы детей)
А теперь я предлагаю вам примерить их, превратиться солдат и промаршировать как они. Дети выполняют несколько движений под музыку (марш, приседание, наклоны).
Воспитатель: Молодцы. Давайте теперь разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Взяли в руки лоскуточек (сжимаем и разжимаем кулачки)
Сшили бабушке платочек (раскрыть ладони вперед)
Строчечка за строчечкой (соединяем поочередно пальцы обеих рук)
Шьем мы платье дочечке (раскрыть ладони вперед)
Петелька за петелькой (перекрещиваем колечки из пальцев обеих рук)
Будут брюки Петеньке (раскрыть ладони вперед)
Воспитатель: Я вам давала задание побеседовать с бабушками и дедушками, как они жили в годы Великой Отечественной войны (ответы детей.) Вы даже фотографии принесли, молодцы. Давайте с вами сделаем большой плакат с этими фотографиями и вывесим его у нас в холле около центрального входа. Он будет храниться у нас в детском саду, как память о том страшном времени.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат карточки: красная и зеленая. Если было все понятно и интересно – поднимите зеленую карточку. Если не понятно и не интересно – поднимите красную карточку. А также давайте вспомним, о чем сегодня узнали.
Деятельность на прогулке
Воспитатель: ребята, предлагаю поиграть в игру «Оденемся на прогулку»
Цель: учить одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду.
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей)
Название профессии портной произошло от древнерусского слова «портъ» (ткань). Портной – это тот, кто работает с тканью. Это творческая профессия. Специалист должен быть усидчивым, терпеливым, аккуратным; владеть умением концентрировать внимание на определённом процессе, обладать наличием художественного вкуса и пространственным воображением. Важную роль играют координация движения рук и хорошее зрение.
О мужестве и героизме советских солдат в годы войны известно всем. Важно отметить доблестную работу тех людей, которые обслуживали фронт, тех, кто внёс своим тяжёлым трудом вклад в общую Победу.
(Воспитатель проводит игры на развитие внимания, воображения, дидактические игр)
Воспитатель: В начале предлагаю немного размяться и поиграть в игру «Скажи наоборот», тема – одежда (дети играют с места, воспитатель бросает мяч на выбор каждому из детей):
надевать-раздевать
гладить-мять
пачкать-стирать
покупать-продавать
чистая-грязная
новая-старая
белая-черная
завязать-развязать
расстегнуть-застегнуть
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.
(Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение)
«Сам погибай, а товарища выручай»
«С родной земли — умри, не сходи»
«За край свой насмерть стой»
«За правое дело стой смело»
«Жить – Родине служить»
«Счастье Родины – дороже жизни»
«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет»
Хороводная игра «В Армии служат разные войска»
(дети стоят в кругу. Воспитатель даёт команды, дети выполняют соответствующие им движения):
В Армии служат моряки (руки друг другу на плечи, качаются из стороны в сторону как волны);
В Армии служат солдаты (маршируют на месте);
В Армии служат кавалеристы, конные войска (скачут как лошадки);
В Армии служат лётчики (заводим мотор);
В Армии служат танкисты (садятся на корточки вытягивают руки с сомкнутыми ладонями вперёд – танк).
Подвижная игра «Перетягушки»
(дети двух команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону)
Игра «Погоны»
(две команды. Ведущий кладёт на плечи первому погоны. Нужно, не уронив погоны, пробежать дистанцию, оббежав кубик, положить их на плечи следующему участнику эстафеты. Чья команда справиться быстрее, поднимает флажок)
Физкультурная минутка
Раз-два-а-ты-баты,
Три-четыре-мы солдаты.
Маршируем как пехота.
Раз-два-повороты.
В кабину сели самолёта
Три-четыре-мы пилоты.
Вниз-вверх — вниз-вверх
Наши крылья лучше всех.
А теперь на кораблях,
Мы качаемся в волнах.
Сквозь бинокль вдаль посмотрим –
Нелегко служить на флоте.
Воспитатель: А сейчас под звуки праздничного марша я предлагаю вам промаршировать, как военные на праздничном параде. Вы сегодня большие молодцы прогулка окончена, возвращаемся в группу. Вас ждет полевая кухня.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: знакомство с символом Победы – Георгиевской лентой
Оборудование и материалы: материал для лент, клей, фотографии по теме «изготовление георгиевской ленточки».
Планируемый продукт детской деятельности: георгиевская лента.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что перед праздником и во время праздника все люди прикрепляют к одежде ленточку черного и оранжевого цвета. Она называется Георгиевская лента и является символом праздника Победы. И у вас на груди у каждого есть такая лента, теперь вы тоже участники Праздника Победы!
А вы хотите узнать, как изготавливают георгиевские ленточки? (ответы детей, рассказ воспитателя)
Воспитатель: Мы сегодня с вами тоже для нашего праздника попробуем изготовить такие ленточки из ткани, а потом вы сможете подарить их своим близким или ветеранам (изготовление ленточки).
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Прослушивание стихотворения о георгиевской ленте (О. Желнова).
- Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций в книгах (подготовлена выставка книг по теме «Портной»).
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения ленты материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Самостоятельное изготовление ленты по образцу.
- Презентация детьми лент.
- Оформление выставки.
Рефлексия: Какие вы все молодцы, как у вас красиво получилось. Теперь мы с вами знаем, что черно – оранжевые ленточки – это символ Победы. Цвета ленты — черный и желто-оранжевый — означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Это знак нашей благодарности ветераном, уважение к подвигам прабабушек и прадедушек.
Презентация: выставка ленточек