ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие солдаты? Что они делают? Какими качествами должен обладать солдат? Что делали солдаты во время войны? Какие подвиги солдат вы знаете? Какие памятники солдатам вы знаете?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – СОЛДАТ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией солдат, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Оборудование и материалы: каска, проектор
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе сидят на стульях)
Воспитатель: Как у каждого государства, у России есть армия, то есть вооруженные силы. Армия состоит из солдат, которые должны защищать свою Родину от врагов. Вооруженные силы можно разделить на три главные группы — это сухопутные, или наземные войска, которые действуют на суше, военно-воздушные силы — они защищают Родину в воздухе; и военно-морские — несущие вахту в морях и океанах.
Какими качествами должен обладать защитник? (ответы детей) Чтобы суметь дать отпор любому врагу, солдату необходимы смелость, сила, храбрость, выносливость, ум, находчивость, честность, смекалка, решительность, дисциплинированность.
Воспитатель: Много лет назад, когда ваши прабабушки и прадедушки были такими же, как вы, напали на нашу Родину враги – фашисты. У фашистов главным был -Гитлер. Фашисты были сильнее нас, потому что они готовились к этой войне, а для нашей страны эта война была неожиданной, так как мы мирные люди, и хотели счастливо жить и трудиться на своей земле. Весь наш народ от мала до велика, встал на защиту своей Родины. . На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.
Воспитатель читает стихотворение:
Ты знаешь, что была война,
Когда тебя на свете не было;
И сколько помнила страна –
Такой войны на свете не было.
Разрыв снаряда, пули свист,
Казалось, воздух весь наполнили;
И слово страшное “фашист”
Все дети в это время поняли.
Не возвратившихся с войны
В свои дома, в свои селения
Так много, что на три страны
Того хватило б населения.
Основная часть
Воспитатель: Долгой и трудной была эта война. Наши солдаты боролись за каждый город, село, станицу, деревцо, на нашей земле и, в конце концов, победили фашистов. Она длилась долгих, четыре года, и в нашей стране, нет ни одной семьи, чьи родственники ни защищали бы нашу Родину от врагов. У многих из вас прабабушки и прадедушки тоже воевали, им тогда было чуть больше лет, чем вам сейчас. Совсем молодые, почти еще дети уходили на фронт мальчишки солдатами (воспитатель достает из старого чемодана пробитую каску). Много историй нам может рассказать эта пробитая каска. Ват одна из них о юном защитнике, который наравне со взрослыми с оружием в руках защищали Родину в годы войны. Солдаты, еще совсем юные мальчишки, лицом к лицу столкнулись с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.
Война – не место для детей.
Война – не место для детей! Здесь нет ни книжек, ни игрушек. Разрывы мин и грохот пушек, И море крови и смертей. Война – не место для детей! Ребенку нужен теплый дом |
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром, И песни колыбельной звуки. И елочные огоньки, С горы веселое катанье, Снежки, и лыжи, и коньки, А не сиротство и страданье! Автор не известен |
Дмитрий Остриков 1940 году остался без родителей. Восьмилетний мальчишка жил у тётки, пас гусей, коров. В 1941 году началась война, и его жизнь изменилась. В ноябре 1941 года в деревне Перцовка, где жил Митя, кто-то повесил плакаты, на которых было написано, что немцы у детей забирают кровь для своих раненых. Хотя Митя в школу не ходил, но читать умел, а потому устремился за последней отступающей воинской частью и его взяли на воспитание в стрелковый дивизион. Так Митя стал сыном полка. Сшили ему новое обмундирование. Дмитрий Остриков выполнял обязанности разведчика, ходил в тыл врага, переодевшись в гражданскую одежду. Юный разведчик приносил в полк ценные сведения о противнике. Митя прошел всю войну, не раз был ранее и дошёл до Берлина.
И вот наступил тот день, когда по радио объявили об окончании войны. Страна ликовала! На улицах незнакомые люди обнимали друг друга, многие плакали от радости, пели, танцевали. 9 мая 1945 года закончилась война, тот день стал самым светлым и любимым праздником. В память о воинах, не вернувшихся с войны, в городах и селах нашей страны установлены памятники Неизвестному солдату.
Воспитатель организует беседу по вопросам: Что такое памятник? (ответы детей). Кто такой Неизвестный солдат? Почему Неизвестному солдату установлен памятник? (ответы детей)
В годы Великой Отечественной войны много погибало солдат, никто не знал, как их зовут, откуда они родом, кто их родственники.
Самый главный монумент в честь погибших солдат «Могила Неизвестного солдата» находится в столице нашей Родины в городе Москва у Кремлевской стены. Там горит Вечный огонь.
(Воспитатель организует просмотр презентации «День Неизвестного солдата»)
Воспитатель организует беседу по вопросам после просмотра презентации:
Как вы, думаете, ребята, что символизирует Вечный огонь?
Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат. Посмотрите внимательно на изображение Могилы неизвестного солдата. На гранитной плите у вечного огня есть надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня узнали. Почему у нас в стране есть памятники Неизвестному солдату?
Физкультурная минутка
Хороводная игра «В Армии служат разные войска»
(дети стоят в кругу. Воспитатель даёт команды, дети выполняют соответствующие им движения):
В Армии служат моряки (руки друг другу на плечи, качаются из стороны в сторону как волны);
В Армии служат солдаты (маршируют на месте);
В Армии служат кавалеристы, конные войска (скачут как лошадки);
В Армии служат лётчики (заводим мотор);
В Армии служат танкисты (садятся на корточки вытягивают руки с сомкнутыми ладонями вперёд – танк).
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада.
Игра «Доставка снаряда»
Оборудование: два гимнастических мяча, кегли (деревья).
Дети делятся на две команды по 10 человек. Солдаты вдвоем должны донести снаряд, преодолевая дремучий лес.
Игра «Полевой госпиталь»
Оборудование: халат, бинты для перевязки.
2 команды девочек «медсестер» по 4 человека добегают до раненого бойца, делают ему перевязку и отводят его в госпиталь. Снимают халат и пересдают эстафету.
Игра «Гранаты в ящик»
Оборудование: шары для сухого бассейна.
Взрослый высыпает на пол цветные пластмассовые шарики (гранаты) и по команде дети должны собрать их, принести и положить в ящик.
Игра «Развести костер»
Оборудование: брусочки для костра.
Дети делятся на две команды. Дети выкладывает костер разными способами (шалаш, колодец). Чья команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает.
Игра «Рота вперед»
Оборудование: две дуги, две скамейки, мешочки с песком., два макета танка, маленькие мячики.
Дети делятся на две команды по 6 человек. По команде «Рота вперед» солдат должен:
– по пластунский проползти до тоннеля (дуги, пролезть через тоннель, пройти по хрупкому мосту (скамейка),
– преодолеть топкое болото по кочкам (мешочки с песком) и добраться до цели, метнув гранату в танк.
Воспитатель: Вы молодцы, отлично провели прогулку.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель:
- учить создавать коллективную композицию, воспитывая навыки сотворчества (согласовывать свои действия с действиями других детей).
- воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений. Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.
Оборудование и материалы:
- Альбомная бумага
- Краски
- Кисточки
- Цветная бумага
Планируемый продукт детской деятельности: коллаж
Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
Ребята, хотите создать свой памятник «Неизвестному солдату»? А для этого давайте вспомним. Как выглядит Памятник Неизвестному солдату? Какой элемент обязательно есть в этом памятнике?
Воспитатель организует работу детей в группах:
- Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций в книгах (подготовлена выставка книг по теме «Памятник Неизвестному солдату»).
- Самостоятельный выбор детьми материалов для коллажа (белая и цветная бумага, клей, рисунки, ножницы). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения коллажа материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Самостоятельное создание групповых коллажа по собственному замыслу.
- Презентация детьми собственных коллажей.
- Оформление выставки.