ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие военные санитары? Что они делают? Что делали во время войны? Кому помогал их труд? Как увековечены их имена (названия улиц, городов, поселков)?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – САНИТАРКА»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией санитарка, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование и материалы: сумка санитара, бинты, пластырь, вата, плащ (военный), пилотка с красной звездой.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель:
Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала…
Муса Джалиль
15 сентября 1922 года считается днем становления санитарной службы в России. Санитар военный, это лицо, обученное оказанию первой медицинской помощи при боевых поражениях, приемам выноса и переноски раненых, их погрузки на санитарный транспорт, а также основным правилам ухода за раненными и больными. Работа санитарных дружинниц, выносивших раненых с поля боя, была изматывающей и смертельно опасной, зачастую происходила под огнем противника. В приказе Георгия Жукова: «Раненных на поле боя не оставлять!» говорилось: «за вынос с поля боя 15 раненых с их оружием представлять к правительственной награде медалью «За боевые заслуги» или «За отвагу», 25 раненых – к награде орденом Красной Звезды, 40 раненых – к награде орденом Красного Знамени, 80 раненых – орденом Ленина каждого санитара.» Таким образом, их работа была приравнена к боевому подвигу.
Ребята, вы знаете как выносили раненых с поля боя? На плащ-палатках, собственных плечах, ползком, под бомбежкой, пулеметным и артиллерийским огнем. Тяжелейший труд! В годы войны половина санитаров были женщинами, которые для миллионов мужчин стали поистине ангелами милосердия. Для спасения защитников Родины девушки не жалели ни сил, ни своей жизни.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что брал с собой санитар? Молодцы, санитарную сумку (воспитатель показывает детям санитарную сумку, проходит обсуждение ее содержимого).
«Сумка Санитарная» предназначена для оказания первой медицинской помощи раненым, обожжённым, наложения повязок (бинты, пластырь, вата), временной остановки артериального кровотечения, профилактики лучевой болезни и раневой инфекции. «Сумка Санитарная» является оснащением санитара, водителя-санитара, санитара-носильщика и санитара – стрелка.
Вес санитарной сумки составлял 3-3,5 кг. Содержимое санитарной сумки было рассчитано на оказание помощи 15-20 раненым.
«То, что сделано военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика остается олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности» Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян.
Воспитатель: (показывает детям пилотку с красной звездой военных лет и плащ) Посмотрите, это экспонаты нашего музея – пилотка с красной звездой и повязка на руку белого цвета с красным крестом. Как вы думаете, человек какой профессии в годы Великой Отечественной войны мог этим пользоваться. (ответы детей) Я расскажу вам истории этих предметов.
История «Плащ» (педагог с детьми рассматривает картину Герасимова Александра Михайловича «Портрет героя Советского Союза М. Щербаченко»)
Воспитатель: В мае 1944 года Мария Щербаченко, санитарка роты стрелкового полка, была приглашена в Москву, где художник А. Герасимов написал ее портрет. Воля и мужественность, цельность и собранность, и в то же время глубокое женские черты Марии мы видим на портрете. Художник отразил на потрете красивое лицо, естественную свободную позу, уделяя особое внимание рукам с длинным выразительным пальцам, зелено-серый колорит полотна передает суровую атмосферу войны, а боевые награды на гимнастерке вносят в портрет героическую ноту, обостряющую несовместимость понятий – «женщина» и «война». «Какие же в сущности, совсем обыкновенные люди становятся героями», – написал в самом конце войны А.М. Герасимов. За первые 10 дней службы санитаркой Мария вынесла с поля боя и оказала первую медицинскую помощь 112-и раненым бойцам. Тех бойцов, которые не могли идти из-за тяжелого ранения Мария Щербаченко вытягивала по земле на плаще с поля боя. Тяжело раненых солдат и офицеров лично переправляла через реку до ближайшего медпункта. В первые дни боев она сражалась в рядах бойцов с автоматом в руках. Марии Захаровне Щербаченко было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
История «Пилотка с красной звездой»
Рассказывает Кернер Андрей, 17 лет (ГБОУ СОШ № 644 Приморского района Санкт-Петербурга):
«В доме моей бабушки, на первом этаже, жила тетя Сима. У нее не было обеих ног. Вся наша семья часто ходила к ней помогать. Я был еще в младших классах, когда она умерла. Она была добрая, веселая, любила, когда я ей приносил свои детские рисунки или делал открытки…»
«Что я знаю о тете Симе? Когда началась война, ей, как и мне сейчас, было 17 лет. Тогда многие мои ровесники хотели идти на фронт. Война только началась, и многие торопились бить врага, а тетя Сима пошла в добровольческую дружину, обучилась на санитарку, именно тогда ей вместе с формой выдали пилотку с красной звездой. Выносила раненых с полей под Ленинградом в самом начале войны. Спасая раненого солдата, подорвалась на мине. Ей оторвало обе ноги! Всего в 17 лет! Тетя Сима не работала, получала пенсию по инвалидности, и ей дали квартиру на первом этаже девятиэтажного дома, «новостройки» 1960х годов. У нее была большая пенсия. Но она ее на себя никогда не тратила, копила деньги. И хранила их не у себя дома, а у соседей, моих бабушки и дедушки. Дедушка часто выносил ее на скамейку возле дома, посидеть на улице. А мой папа ухаживал за ней перед самой смертью, последний год она уже не вставала. А все свои деньги и квартиру тетя Сима отдала родственникам и их детям. И еще, когда папа мой был старшеклассником, и мечтал о машине, тетя Сима предлагала ему получить свою, положенную инвалидам, машину «Ока». Я думаю, что тетя Сима была очень человечная, раз прожила такую долгую жизнь, не озлобившись на мир и людей. Она была сильная духом.»
Рефлексия
Ребята давайте вспомним, о чем сегодня узнали. Как называется сумка? Для чего она предназначена? Кто такие санитары? В чем заключалась их воинская служба?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада. Давайте проведем несколько подвижных игр, за каждую проведенную игру вы будете получать приз. Вам нравится мое предложение? (ответы детей).
Игра «Бег змейкой»
Оборудование: конусы – 8 шт., метка – 2 шт. Напротив каждой команды устанавливается по 4 конуса в одну линию. Задача детей- пробежать между конусами, огибая каждый, «змейкой». Добежать до метки и вернуться обратно по прямой линии.
Передать эстафету следующему.
Игра «Перенос мяча»
Оборудование: мячи – 2 шт., метка – 2 шт.
Первый игрок бежит по прямой до метки, кладёт мяч в обруч и возвращается обратно, передает эстафету следующему. Следующий игрок бежит до мяча,
забирает его и возвращается обратно. И так бежит вся команда.
Игра «Ниточка с иголочкой»
Оборудование: стойка – 2 шт.
Напротив каждой команды устанавливается стойка. Первый игрок бежит, огибает стойку, возвращается. Второй игрок обхватывает руками за пояс первого, и они бегут вместе до стойки, огибают ее и возвращаются обратно за третьим игроком, и так далее, пока не пробежит вся команда.
Игра «Переправа»
Оборудование: обручи – 4 шт., стойка-2 шт.
Первый игрок берёт в руки обручи, один кладет на землю и встает в него ногами. Другой обруч кладет рядом и перепрыгивает в него. Теперь берет свободный обруч, кладет его рядом и перепрыгивает в него и так до стойки. Затем берет оба обруча в руки и бежит по прямой обратно. Передает эстафету следующему.
Воспитатель: Ребята, вам понравились наши эстафеты? Надеюсь, вы стали более ловкими и сильными. Сейчас вы получите призы за участие в эстафете. (каждая команда получает витамины и медальки).
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить рисовать медицинского работника.
Оборудование и материалы: бумага формата А4, простые карандаши, кисточки, ватные палочки, краска гуашь, баночки с водой, тряпочки.
Планируемый продукт детской деятельности: рисунок
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Рассказ воспитателя и совместное обсуждение репродукции картины Жигимонт Пётра Ивановича «Под Сталинградом», плаката «Боец и санитарка», «Слава боевым подругам!».
- Чтение воспитателем стихотворения К.В. Асеевой:
Тревожит памятью война,
На обелисках звёзды светят. Вставай, сестра, ты не одна, Ты не одна на этом свете.
Ныряя в узенький окоп, Иль перевязывая раны, О ком ты думала? О ком Душа болела неустанно?
|
О тех бойцах, кого уж нет,
Или о том, что с миром будет? Среди бесчисленных планет Твоя звезда всё светит людям.
Проходят годы чередой, Но та война, как прежде, близко. Как ты, такой же молодой, Твой внук стоит у обелиска.
…Цветут ромашки средь травы, И самолёт заходит в штопор, Не поднимая головы, Ползёшь ты к новому окопу.
|
- Самостоятельное рассматривание детьми кадров из военных фильмов (подготовлены воспитателем заранее).
- Самостоятельный выбор детьми материалов для рисования. Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения рисунка материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Самостоятельное рисование по собственному замыслу.
- Презентация детьми выполненных рисунков.
- Оформление выставки.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, с какой профессией мы сегодня познакомились? Кто такие военные санитары? Какими качествами должен обладать санитар?
Презентация: выставка рисунков.