ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такой В.В.Талалихин? В чем заключалась его воинская служба? Какой подвиг совершил? Почему он стал символом несгибаемой воли и мужества? Как увековечено его имя (названия улиц, городов, поселков, кораблей)? Памятники генералу В.В.Талалихину?
Конспект НОД по теме «День героя ВИКТОРА ВАСИЛЬЕВИЧА ТАЛАЛИХИНА»
Цель: Рассказать о герое Советского Союза генерале В.В.Талалихине, Воспитывать у детей старшего возраста патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому подвигу.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
«Речевое развитие».
Оборудование и материалы: проектор, презентация, музыкальное оформление, аудиозапись «Песня о Карбышеве», картинки с изображением различных фортификационных сооружение ВОВ, конструкторы.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: Советской авиации в начале Великой Отечественной войны приходилось труднее всего, поскольку немецко-фашистские захватчики превосходили ее в технике и боевом опыте. Враг изо всех сил стремился пробиться к Москве и захватить ее. Важный вклад в защиту столицы Советского Союза внесли советские летчики, которые не позволили нанести городу действительно серьезный урон.
Основная часть
Воспитатель: 7 августа 1941 года советский военный летчик, Герой Советского Союза Виктор Талалихин совершил первый в Великой Отечественной войне таран в ночном воздушном бою, не позволив вражескому бомбардировщику сбросить снаряды на Москву.
В ночь на 7 августа 1941 года, выполняя боевое задание по перехвату вражеских бомбардировщиков, Талалихин огнем повредил «Хейнкель-111», но у него кончились боеприпасы. Тогда летчик принял решение протаранить немецкий самолет. В погоне бортовой стрелок «Хейнкеля» ранил Талалихина в руку, тем не менее герою удалось настигнуть бомбардировщик и нанести решающий удар. Обычно во время воздушных таранов летчики погибали, но Талалихину удалось после столкновения воспользоваться парашютом и выжить. На фоне тяжелых боев за Москву этот подвиг послужил вдохновением для многих защитников города.
8 августа 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» летчику-истребителю Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После своего героического поступка Виктор Талалихин еще ни один раз отличался во время боевых действий в воздухе. Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры.
Погиб Виктор Талалихин 27 октября 1941 года на очередном боевом задании в небе над Подольском, ему было 23 года.
Воспитатель: Похоронили героя на Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя носят улицы не только в гордах России, но и в Украине, и в Белоруссии. Помимо названия школ и других учреждений имя Талалихина носит город Домодедовского района недалеко от места падения самолёта.
Памятники в честь подвига В.В.Талалихина установлены в Подольске, Москве и Саратове.
В 2014 году в лесу под Москвой нашли самолёт И-16, на котором Виктор Талалихин таранил немецкий бомбардировщик. Детали самолёта доставлены в Домодедовский историко-художественный музей.
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей) Давайте проведем несколько разминок и подвижную игру. За каждую разминку и проведенную игру вы будете получать в качестве приза часть пазла. В конце прогулки мы с вами соберем пазл. Вам нравится мое предложение (ответы детей). Вначале вспомним, кто такие лётчики? Чем они управляют? Как называется сооружение, где готовят самолёты к вылету (полёту)? Что такое взлётная полоса? (ответы детей). Правильно, и сегодня я предлагаю вам стать лётчиками. Лётчики – смелые, выносливые, спортивные и очень умные.
В школу юного лётчика Я вас приглашаю.
Смелыми, как лётчики всем стать желаю!
Игра «Лётная тренировка»
(Воспитатель предлагает детям встать в колонну и двигаться за направляющим)
- Ходьба в колонне по одному;
- Ходьба в полуприсяде, руки на поясе;
- Ходьба на носках, руки вверх;
- Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд;
- Лёгкий бег, по команде присесть, руки в стороны;
- Ходьба.
Вручается часть пазла.
Воспитатель: Мы с вами пришли к ангару. Это место, где готовят самолёты к полёту.
Разминка «Проверка мотора»
(Воспитатель показывает, дети повторяют)
Воспитатель: руки согнуты в локтях перед грудью, пальцы сжаты в кулак. Раз, два, три (круговые движения руками на уровне груди), четыре (руки в стороны). Воспитатель повторяет 5-6 раз. Вручается часть пазла.
Разминка «Накачиваем топливо в бак»
Воспитатель: руки в стороны. Раз (присесть и выдох), два (медленно вернуться в исходное положение и вдох), три (присесть и выдох), четыре (медленно вернуться в исходное положение и вдох). Воспитатель повторяет 5-6 раз. Вручается часть пазла.
Разминка «Проверка штурвала – руля управления»
Воспитатель: руки вдоль туловища. Раз (наклон туловища вправо), два (исходное положение), три (наклон туловища влево), четыре (исходное положение) Воспитатель повторяет 5-6 раз. Вручается часть пазла.
Воспитатель: Мы с вами самолёты к полёту приготовили – проверили, сами подготовку – лётную тренировку прошли. Можно отправляться в полёт.
Игра-эстафета «Взлётная полоса»
Первый участник команды кладёт на вытянутую руку с расправленной ладонью альбомный лист бумаги. В таком положении он должен дойти до условленного места и там оставить свой лист. Двигаться придётся осторожно, чтобы лист не улетел. Следующий игрок положит свой лист рядом с первым и так далее. Из листов выкладывается взлётная полоса. Вручается часть пазла.
Игра «Самолёты»
(Воспитатель делит детей на 2 команды и выстраивает в 2 шеренги. Воспитатель в бубен звенит – самолёты летят. Бубен не звенит – команды выстраиваются в 2 шеренги в том же порядке, как при первом построении. Повторить 2-3 раза. Вручается часть пазла)
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились! Все самолёты благополучно вернулись на землю.
По порядку стройся в ряд, смелых лётчиков отряд.
Левой, правой, левой, правой! На парад идёт отряд.
Кто шагает дружно в ногу? Смелым лётчикам дорогу!
Поздравляю вас, юные лётчики!
Мы вместе прошли все испытания, провели отличную подготовку самолётов к полёту и осуществили успешный полёт. И после каждого задания вы получали часть пазла. Предлагаю вам его собрать.
(Участники собирают пазла «Самолёт У2»)
Воспитатель: Скажите, что у нас получилось?
(воспитатель рассказывает о композиции памятника первым летчикам России, героическим авиаторам Комендантского аэродрома в городе Санкт-Петербурге).
Воспитатель: У вас получился самолёт. Где вы видели изображение такого самолёта? (ответы детей) Правильно, напротив парка на озере Долгое, в сквере Генерала Селезнёва. Два взлетающих самолета (бипланы У-2) на пьедесталах символизируют стремительное развитие авиации в России. Модель самолета У-2, прославленная в кинофильме «Небесный тихоход», одна из самых массовых моделей в мире. На них (маленьких бомбардировщиках) летали и женщины-лётчицы (их фашисты называли «ночными ведьмами»)
(Рассказ педагога об истории самолета У2, Комендантского аэродрома и Приморского района Санкт-Петербурга)
Какой вам удалось собрать самолёт? (ответы детей) Правильно, У-2. И заканчивая прогулку, предлагаю последнюю игру.
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым на бумаге голубой.
Что у нас над головой?
(Самолёт)
Игра «Быстрый и ловкий»
(Двое детей встают напротив друг друга и в руках у них палка с размотанным шнуром. В центре шнура самолётик. Дети, по сигналу ведущего, наматывают шнур на палку, кто быстрее домотает до самолётика)
Воспитатель: Во все времена лётчик – это человек выносливый, сообразительный, меткий, защитник нашего Отечества.
Наша армия России
И отважна и сильна,
Никому не угрожая,
Охраняет нас она!
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: научить детей рисовать самолёт
Оборудование и материалы: лист акварельной бумаги, восковые мелки, карандаши, акварельные или гуашь краски.
Планируемый продукт детской деятельности: рисунок самолета.
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Рассказ воспитателя и совместное обсуждение фотографий самолетов.
- Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций в книгах (подготовлена выставка книг по теме «Самолёты»).
- Самостоятельный выбор детьми материалов для рисования (восковые мелки, карандаши, акварельные или гуашь краски для раскрашивания, подготовленные раскраски). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для конструирования материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Рисование самолета по объяснения воспитателя.
- Самостоятельное украшение самолётиков по собственному замыслу.
- Презентация детьми собственных поделок.
- Оформление выставки.
Рефлексия: Кто такой В.В.Талалихин? В чем заключалась его воинская служба? Какой подвиг совершил? Почему он стал символом несгибаемой воли и мужества? Как увековечено его имя (названия улиц, городов, поселков, кораблей)? Памятники генералу В.В.Талалихину?
Презентация: выставка самолётиков.