ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Что значит слово «битва»? Много ли было битв во время Великой Отечественной войны? Какие самые великие битвы мы знаем? Какие войска принимали участие в битвах? Памятники великим битвам Великой Отечественной войны. Участники великих битв – члены моей семьи (прапрадедушки, прадедушки).
Конспект ННОД по теме «ДЕНЬ ПАМЯТИ ВЕЛИКИХ БИТВ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с великими битвами Великой Отечественной войны с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны, воспитывать духовно-нравственные качества: любовь, гордость и уважение к Родине; обогащать духовный мир детей через обращение к героическому подвигу.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование и материалы: карта России, набор картинок дом Павлова, Мамаев курган, музей-заповедник «Прохоровское поле», эвакуация музеев Ленинграда, музей истории Санкт-Петербурга монумент героическим защитникам Ленинграда.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе или физкультурном зале сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: Великая Отечественная война сохранилась в истории как самая кровопролитная и жестокая. Миллионы людей воевали на ее фронтах. В памяти нашего народа живут воспоминания о великих битвах времен войны. Давайте вспомним о них и мы.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, а каким словом можно заменить слово битва? (ответы детей). Правильно, можно говорить «сражение» или «бой». А как вы думаете много ли было боев во время Великой Отечественной войны, которые можно назвать великими битвами? (ответы детей). Да, таких битв было несколько и все они закончились победой наших воинов.
Воспитатель: Посмотрите на карту, вот город Волгоград. Во время войны он носил название Сталинград. Сталинградская битва – одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны. Победа Красной Армии была очень важна, она остановила непрерывное наступление врагов. В конце лета 1942 г. в Сталинград ворвались десятки фашистских танков, за ними ехали машины, шла вражеская пехота. Над городом, словно хищные птицы, несущие смерть, кружили немецкие бомбардировщики, сбрасывая на городские кварталы тысячи бомб. Языки пламени охватили город. Так началось наступление на Сталинград немецкой орды. Но взять город фашистам не удалось. Немцев встретило стойкое сопротивление военного гарнизона.
Город постепенно превращался в груду развалин, и в этом море руин пехотинцы и саперы, поддерживаемые танками, огнеметами, артиллерией и бомбардировщиками, вооруженные гранатами и автоматами, сражались за каждый дом, за каждый метр родной земли. Разрушенные немецкой артиллерией мосты через Волгу наши солдаты восстанавливали раз за разом. Советские бойцы проявили мужество и самоотверженность, защищая город на Волге. Здесь столкнулись не просто две враждебные армии, а два противоборствующих мира.
Сталинград стал символом решающей схватки нашего Отечества с фашистскими захватчиками, вместе с приказом «Ни шагу назад!»
(Педагог достает набор картинок)
Вот, посмотрите, это знаменитый дом получивший название дома Павлова. Сотни красноармейцев пали, защищая его. Наши солдаты не отдали его врагу, хоть и остались от него лишь обугленные стены. Он и сейчас стоит на одной из улиц Волгограда. Его не стали восстанавливать. Дом, как и в годы войны, зияет черными проемами окон, его стены изрешечены пулями, разрушены снарядами — это память о страшной войне! А это монумент Мамаев курган в память тысяч погибших бойцов Красной Армии.
Воспитатель: Посмотрим снова на карту, вот город Курск. В начале 1943 года немецкой и советской армиями проводились наступательные действия, которые привели к образованию выступа в центре советско-немецкого фронта, достигавшего в глубину 150 километров. Этот выступ и получил название «Курская дуга». В апреле обоим сторонам стало понятным, что скоро за этот выступ начнется одно из важнейших сражений, способное решить исход войны на Восточном фронте. Гитлер решил начать наступление летом 1943 года. Советские солдаты подготовили для встречи немцев оборонительные укрепления и обустроили минные поля. Советской разведке удалось перехватить планы летнего наступления гитлеровцев в районе Курска и Белгорода (секретная операция «Цитадель»). Для ее проведения немцы собрали около миллиона солдат, а также много танковых и моторизированных войск. В ходе Курской битвы недалеко от поселка Прохоровка произошла крупнейшая танковая битва в истории. Гитлер отправил на Восточный фронт более 100 тяжелых танков «Тигр», почти 200 танков «Пантера». Бой начался рано утром, советские войска получили преимущество, так как восходящее солнце светило немцам прямо в смотровые приборы танков. Уже через несколько часов после начала сражения трудно было разобрать, где чьи танки. Немцы были в весьма трудном положении, так как основная сила их танков заключалась в дальнобойных орудиях, которые в условиях ближнего боя были бесполезны, а сами танки очень медлительны, тогда как в этой ситуации многое решала маневренность. Советские танки напротив получили преимущество, так как у них появился шанс выцеливать уязвимые места тяжело бронированных немецких танков, да и сами они были очень маневренны (в особенности это касается знаменитых Т-34). Потери танков были огромные. (Педагог достает набор картинок) В память о Курской битве построен музей-заповедник «Прохоровское поле».
Воспитатель: И снова посмотрим на карту. Кто из вас сможет найти на ней город Ленинград? (дети по желанию выходят показать) Да, в войну Санкт-Петербург носил название Ленинград. Для руководства Германии захват Ленинграда имел важное значение. Ленинград считался второй столицей Советского Союза. Потеря города означала потерю Балтийского флота. Гитлер планировал сравнять Ленинград с землей и полностью уничтожить его жителей. Фашистские войска включали пехоту, танки, артиллерию, авиацию и даже кавалерию. К началу Ленинградской битвы было собрано больше полумиллиона немецких солдат. На дальних и ближних подступах к городу военнослужащие и гражданское население города строили оборонительные рубежи. Из города были эвакуированы дети, часть промышленного оборудования и культурных ценностей.
(Педагог достает набор картинок)
Посмотрите, вот как проходила эвакуация музеев Ленинграда. Оставшаяся в городе промышленность перестраивалась на производство боевой техники, вооружения и боеприпасов. Летом 1941 года немецко-фашистские войска развернули наступление и перерезали шоссе Москва – Ленинград и железные дороги, связывающие Ленинград со страной. Противник начал варварские артобстрелы Ленинграда и систематические налёты авиации. Немецкие войска отрезали Ленинград с суши. Положение города стало чрезвычайно тяжелым. Город оказался в кольце блокады. Защитники и оставшееся население Ленинграда в условиях непрерывных бомбежек, голода, холода, болезней героически отражали натиск врага. Захватить город врагу не удалось – советские войска оказали упорное сопротивление. Наступление немецко-фашистских войск было приостановлено. Память павших защитников Ленинграда увековечена в музее истории Санкт-Петербурга монументе героическим защитникам Ленинграда. Ребята, а знаете ли вы кто из ваших прадедушек и прабабушек воевал в Ленинграде или жил в городе? (дети по желанию выходят рассказать)
Воспитатель: Ребята, давайте теперь раскрасим эмблемы родов войск (дети раскрашивают заранее изготовленные эмблемы с символами «танкисты», «летчики», «моряки», «артиллеристы»)
Рефлексия
Ребята давайте вспомним, о чем сегодня узнали. Каким словом можно заменить слово битва? Как изменились названия городов после войны? Какие великие битвы вы запомнили? Какие войска участвовали в великих битвах? Какие вы запомнили памятники битвам Великой Отечественной войны?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю поиграть. Все согласны? (ответы детей)
Воспитатель проводит игры на развитие внимания, воображения, дидактические игры
Давайте разделимся на 4-е команды и прикрепим к одежде наши эмблемы. Теперь вы «танкисты», «летчики», «моряки», «артиллеристы». Сейчас мы проведем Армейскую спартакиаду.
Игра «Доставь донесение»
Дети стоят в две колонны друг за другом, у первого в руке эстафетная палочка. Впереди на расстоянии 5-ти метров стоит конус. По команде первый ребенок бежит до конуса, обегают его, возвращаются и передают палочку следующему игроку. Команды соревнуются парами, затем меняются.
Игра «Переправа»
Дети стоят в две колонны друг за другом, вторая половина команды стоит напротив на расстоянии 5метров. У первого в руке обруч. По команде ребенок с обручем бежит вперед надевает обруч на первого игрока, они вместе возвращаются и передают обруч следующему игроку. Команды соревнуются парами, затем меняются.
Игра «Полоса препятствий»
Дети стоят в две колонны друг за другом. Впереди расположены препятствия: через 1 метр барьер, через 2 метра 5 плоских лежащих колец, через 5 метров конус. По команде первый ребенок бежит, перепрыгивает барьер, прыгает из кольца в кольцо на 2х ногах, обегает конус и возвращается, передавая эстафету по руке.
Воспитатель: А, теперь давайте немножко отдохнем и отгадаем загадки.
Самолет парит, как птица, Там — воздушная граница. На посту и днем, и ночью Наш солдат — военный … (Летчик)Полосатая рубашка, Вьются ленты за фуражкой. Он готов с волною спорить, Ведь его стихия — море. (Моряк)Можешь ты солдатом стать Плавать, ездить и летать, А в строю ходить охота — Ждет тебя, солдат, … (Пехота) |
Кто, ребята, на границе Нашу землю стережет, Чтоб работать и учиться Мог спокойно наш народ? (Пограничник)Уважения достоин Смелый и отважный воин: Трудно в тыл врага пробраться, Незамеченным остаться, Все запомнить, разузнать Утром в штабе рассказать. (Разведчик)Военный ходит по полям Он обезвредит мину сам Совсем не должен ошибаться, Чтобы в живых потом остаться. (Сапер)Любой профессии военной Учиться надо непременно, Чтоб быть опорой для страны, Чтоб в мире не было … (Войны)
|
Воспитатель: Молодцы, да военные должны быть не только ловкими, сильными и смелыми, но и очень умными. И любой военной профессии надо учиться в специальных учебных заведениях. (воспитатель рассказывает какими знаниями должен обладать современный военнослужащий, отвечает на вопросы детей, слушает их высказывания). Вы сегодня большие молодцы прогулка окончена, возвращаемся в группу.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить лепить танк.
Оборудование и материалы: пластилин, стейк, карандаш, спичка, спичечный коробок.
Планируемый продукт детской деятельности: поделка из пластилина.
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Рассказ воспитателя о танковом таране во время битвы под Прохоровкой.
- Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций в книгах (подготовлена выставка книг по теме «Танки», презентация).
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения поделки материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- (Для начала катаем четное число круглых черных лепешек, обязательно следим за тем, чтобы они были одинакового размера.
стеком делаем на каждом колесике надрезы, продвигаясь по кругу, обработаем стеком все черные детальки и разделите их поровну, из коричневого брусочка лепим длинную плоскую деталь, на полоске разместим колесики боком вплотную друг к другу, обернем коричневую ленту вокруг ряда колес. Сам корпус военной машины может быть черным, зеленым или коричневым. Но ребенку будет интересно получить интересный эффект камуфляжа, для этого нужно просто смешать все три цвета. Из полученного кусочка сделаем лепешку и налепим ее на спичечный коробок. По обе стороны от корпуса танка прикрепим подготовленные заранее гусеницы. Из камуфляжного материала сделаем округлую деталь и прикрепим сверху на корпус. В центральную часть вставим длинное дуло, а на верху поместим круглую крышку люка. Для изготовления дула достаточно налепить небольшое количество коричневого пластилина на карандаш. Желательно украсить танк флагом, например, красным. Для его изготовления понадобится спичка и плоская лепешка квадратной формы. Вставим флаг в верхнюю часть корпуса. Теперь танк готов отправляться на защиту Родины.)
- Презентация детьми собственных поделок.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним в каких сражениях участвовали танки? Кто воевал на танках?
Презентация: выставка поделок.