ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №62 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ТЕЛЕФОН, ФАКС ПРИЁМНОЙ:

(812) 342-81-36

 

197227,

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛ. ГАККЕЛЕВСКАЯ, Д.33, К.2

 

E-MAIL: DSAD62SPB@MAIL.RU

info.gbdou62prim@obr.gov.spb.ru

 

ЧАСЫ ПРИЁМА ЗАВЕДУЮЩЕГО:

ВТОРНИК 15:00-18:00

ЧЕТВЕРГ 10:00-12:00

27 МАЯ ПРОФЕССИЯ ПОБЕДЫ – БИБЛИОТЕКАРЬ

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ: 

Кто такой библиотекарь? В чем заключается их работа? В чем заключалась работа библиотек и их сотрудников в годы Великой Отечественной войны? Как спасали книги во время войны? Где открывались библиотеки? Что означает выражение «Книжный голод»?

 

Конспект НОД по теме «Профессия Победы – БИБЛИОТЕКАРЬ»

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией библиотекарь, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование и материалы: ноутбук, интерактивная доска, книга времен ВОВ, читательский билет, формуляр.

Ход занятия

Вводная часть

(дети в группе сидят на стульях/ковре)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такой библиотекарь? И какова функция его работы (ответы детей). Да, вы молодцы, все правильно сказали. Действительно библиотекарь – специалист, который обеспечивает подбор необходимой читателям литературы, выдаёт её по абонементу в читальные залы (детям показывается книга, с читательским абонементом и формуляром, объясняется значение незнакомых слов), участвует в комплектовании фонда библиотеки, его хранении, обработке литературы и её учёте; проводит беседу с читателями, оказывает им помощь в выборе книг, журналов, организует тематические встречи, книжные выставки. Сегодня библиотекари – умные, профессионально грамотные, эрудированные, владеющие компьютерными технологиями специалисты, способные найти в огромном потоке информации самое необходимое, нужное, полезное. Деятельность современного библиотекаря не ограничивается работой с книгами. Сейчас всё чаще он работает с аудио и видеоматериалами, компакт-дисками, электронными изданиями. Но мы хотим вам сегодня рассказать о деятельности библиотек и их работников в годы Великой Отечественной войны. Да, да! Оказывается в войну библиотеки работали, не смотря на суровые условия.

С гордостью мы говорим о том, что ко Дню Победы причастны работники библиотек. Они не были на передовой, не ходили в атаку, но всегда были рядом с бойцами. Их грозным оружием было печатное слово. Оно закаляло дух советского воина, вдохновляло на подвиги, учило науке побеждать. Библиотекари приносили книги в окопы, читали бойцам и проводили беседы, при этом, книга была не просто способом отвлечься от будней войны, часто она служила поддержкой для тех, кто оказался в госпитале или вдали от дома.

Но наряду с военными библиотеками на фронте, работали и гражданские библиотеки в тылу. Во время войны у библиотек были особые функции – укреплять связь фронта и тыла, информировать и подбадривать народ, сохранять и нести людям культуру и мир. Деятельность библиотек в годы войны сильно изменилась. Света не было, помещения не отапливались. Никто не знал, как спасать книги от налётов фашистской авиации. Как вы думаете, ребята, как сотрудники библиотек спасали книги? (ответы детей) Первыми мерами для сохранения книг в библиотеках стало заклеивание окон и закладка их мешками с песком, обработка крыш огнеупорным составом. Самую ценную литературу укрывали в подвалах.  В районных библиотеках прятать книги в здании было опасно, и для этого выкапывали ямы. Их обкладывали тряпками, соломой, деревянными ящиками и закрывали землей.  А так же проводилась эвакуация наиболее ценной литературы, рукописей, исторических документов в менее опасные районы страны. Библиотеки в годы Великой Отечественной войны сами шли к читателю. Война показала, что московское метро является лучшим в мире гигантским бомбоубежищем, где работали библиотеки.

Особое мужество проявили сотрудники библиотек города Ленинграда, вот что писала газета «Правда» в апреле 1943 года о библиотеке имени Салтыкова-Щедрина: «Библиотека стала неотъемлемым звеном в обороне города. Обслуживание читателей осуществлялось даже в лютый мороз, в отсутствии света.» В годы войны главной задачей библиотекарей было сохранение книжного фонда и они с этой задачей справились. 7 мая 2013 года в честь работников библиотек осажденного города Ленинграда на фасаде библиотеки «Музей книги блокадного города» был открыт памятный знак.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что работники библиотек регулярно делают гимнастику. Давайте и мы с вами немножко отдохнем и выполним физкультминутку:

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (прыжки.)

Руки плавно опустили, (ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

В деревнях и селах работали не только стационарные библиотеки, в отдаленные районы регулярно приезжали передвижные библиотеки – избы-читальни. Сотрудники библиотек и изб-читален работали с раннего утра до позднего вечера – нужно было забрать прочитанные и выдать новые книги, организовать, а иногда и самим провести лекции, узнать новости с фронта, нарисовать стенгазеты, выпустить боевые листки, выступить перед рабочими на производстве, провести занятие со школьниками по внеклассному чтению – библиотекари без преувеличения жили на работе, отдавая все силы и время своему любимому делу. Особенно они заботились о маленьких читателях, которых война лишила детства. Для них устраивали отдельные конкурсы, учебные занятия и уроки патриотизма.

Скромные и самоотверженные люди, чья мирная профессия была – библиотекарь, спасли от врага книги – бесценное национальное достояние страны. Многие сотрудники библиотек за их самоотверженный труд были   награждены медалью «За боевые заслуги», орденами Красной Звезды и Красного Знамени. В годы войны стали употреблять понятия «книжный голод» и «книжный паек», которые приравняли книгу к хлебу, соли, мылу.

В летописи Великой Отечественной войны есть негромкое, но важное событие – создание государственного книжного фонда для восстановления библиотек на освобожденных территориях, страна объявила о трудовом призыве на восстановление библиотек. К концу войны собрали свыше 10 миллионов книг и книжный голод отступил.

Даже спустя 75 лет библиотеки остаются центрами притяжения для людей всех возрастов.  Библиотеки превращаются в современные пространства, в которых можно читать, работать, отдыхать с друзьями, играть и учиться.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы предлагаем вам поиграть в сюжетно – ролевую игру «Библиотекарь». В нашей группе есть центр «Литературы и грамотности», здесь находится стеллаж с книгами – это и будет библиотека. С помощью считалочки можно выбрать того, кто будет выполнять роль библиотекаря, и выдавать ребятам книги. Ребята же могут прийти в библиотеку, выбрать любую понравившуюся им книгу или посоветоваться с библиотекарем, что им можно взять почитать. Затем, предъявив читательский билет, берут книгу для прочтения или рассматривания иллюстраций в читальном зале – читальный зал будет располагаться там, где стоят столики. А можно взять почитать книгу как будто бы домой. Но вернуть книгу нужно не позже назначенного библиотекарем срока.  Ну что, ребята, пойдем поиграем в игру «Библиотекарь».

Рефлексия

Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня узнали. Кто такие библиотекари? В чем заключается работа современных библиотек и библиотекарей? Как работали библиотеки и библиотекари в годы Великой Отечественной войны? Нужна ли эта профессия в сложное военное время? Как спасали книги? Где располагались библиотеки в городах и селах? Совершали ли библиотекари подвиги? Какие? Были ли награждены библиотекари? Что значит понятие  «книжный голод», «книжный паек»? Как восстанавливались библиотеки после войны?

 

Деятельность на прогулке

Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю вам поиграть в подвижные игры. Все согласны? (ответы детей)

Воспитатель проводит игры на развитие внимания, воображения, ловкости, дидактические игры

Давайте проведем несколько игр, за каждую проведенную игру вы будите получать в качестве приза карточку с буквой. В конце прогулки мы с вами соберем слово. Вам нравится мое предложение (ответы детей). Вначале вспомним, в чем заключалась работа библиотекарей в годы войны и в мирное время? Как библиотекари помогали бойцам? (ответы детей) Так как главные предметы в библиотеке – это книги, наши игры будут направлены на знание сказок и литературных героев.

Игра «Отгадай загадки»

(детям предлагается отгадать загадки на тему «Сказочные герои»)

  1. Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети? (семеро козлят)
  2. Была она артисткой
    Прекрасной, как звезда,
    От злого Карабаса
    Сбежала навсегда. (Мальвина)
  3. Вот совсем нетрудный,
    Коротенький вопрос:
    Кто в чернилку сунул
    Деревянный нос? ( Буратино)
  4. Человек немолодой
    Вот с такущей бородой.
    Обижает Буратино,
    Артемона и Мальвину,
    И вообще для всех людей
    Он отъявленный злодей.
    Знает кто-нибудь из вас
    Кто же это? (Карабас)
  5. Чуть больше ноготка.
    В кроватке из ореха
    Девочка спала.
    И такою маленькой
    Милою была.
    Ты читала такую книжку?
    Как зовут эту малышку? (Дюймовочка)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки и получаете карточку с буквой «К».

Игра «Угадай героя»

(детям предлагается изобразить любого литературного героя, так, чтобы остальные ребята смогли догадаться кто он такой. (Буратино, волк, Карлсон, красная шапочка, робот, кот Матроскин ….)

Воспитатель: Ребята, вы справились и с этим заданием. Очень интересных героев вы изображали. За выполненное задание получаете вторую букву «Н». Ребята, а вы знаете, как скрепляются странички в книжках? (ответы ответов). В книгах странички могут быть проклеены клеем, а могут быть прошиты нитками.

Игра «Ниточка с иголочкой»

Правила игры: один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взросло­го «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно провести несколько раз и менять ведущего.

Воспитатель: Ребята, за эту игру вы получаете третью карточку с буквой «И».

Игра «Придумай сказку»

Воспитатель называет главного героя сказки, а дети придумывают коллективную сказку, где главный герой встречается с выбранными детьми персонажами. Каждый ребенок придумывает по строчке для коллективной сказки.

Воспитатель: За отлично придуманную интересную сказку дети получают еще одну букву «Г».

Игра «Абракадабра»

Детям надо из абракадабры, которая получается, когда читаешь слово по буквам, составить слово, чтоб понять смысл зашифрованного текста. (Например: книга твой друг, без нее, как без рук)

Воспитатель: За успешное выполнение пятого задания вы получаете последнюю карточку с буквой  «А». Теперь возьмите карточки и составьте слово – «КНИГА».

Воспитатель: Во все времена книга была большим помощником человеку. А дом, где живут книги – называют библиотекой. Вы сегодня большие молодцы, прогулка окончена, возвращаемся в группу.

 

План-конспект продуктивной деятельности

Цель: учить изготавливать книги.

Оборудование и материалы: листы  бумаги, картона, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, клей, раскраски.

Планируемый продукт детской деятельности: книжка-самоделка.

  1. Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
  2. Рассказ воспитателя о составляющих частях книги: обложка, название книги, автор, листы, страницы, иллюстрации, текст, нумерация страниц, соединение страниц, содержание и далее.
  3. Самостоятельное рассматривание детьми книг по теме занятия.
  4. Самостоятельный выбор детьми материалов для рисования (восковые мелки, карандаши, фломастеры, подготовленные раскраски). Дети рассказывают о своем выборе педагогу. Книги можно создать как самостоятельно изображая свои рисунки, так и используя раскраски из различных сказок.
  5. Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения рисунка материалы).
  6. Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
  7. Самостоятельное рисование по собственному замыслу или раскрашивание, заранее подготовленных раскрасок.
  8. Презентация детьми изготовленных книжек.
  9. Оформление библиотеки книжек-самоделок.

Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, кто такие библиотекари? В чем заключается их работа? С какими основными предметами работают библиотекари? Какими качествами должен обладать библиотекарь? Что должен знать библиотекарь?

Презентация: выставка книг – самоделок.

Презентация “Профессия Победы – Библиотекарь”

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сегодня

Среда, 30 ноября 2022

Сайт дистанционного обучения