ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие моряки? Где они служат (на каких судах)? Что они делают? В чем заключается их воинская служба? Что делали моряки во время войны? Как они сражались с врагом? Какие самые известные подвиги моряков мы знаем? Как зовут наших героев-моряков? Кто они? Как увековечены их имена (названия улиц, городов, поселков, кораблей)? Памятники морякам Великой Отечественной войны. Герои-моряки моей семьи (прапрадедушки, прадедушки).
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – МОРЯК»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией моряк, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: презентация в программе PowerPoint, ноутбук, проектор, тельняшка, бескозырка, нос корабля, выполненный из конструктора (папье-маше), различные виды конструктора, разноцветные флажки: синий, зеленый, желтый, красный.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе или физкультурном зале сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: События Великой Отечественной войны уходят всё дальше в глубь истории. Участников военных событий – очевидцев, которые могут рассказать о войне, становится всё меньше. Однако, память о войне не должна быть потеряна. До нас дошли (существуют) предметы военного времени, книги, в которых отражены события военных лет, произведения изобразительного искусства, фотографии, видеоматериалы. Все эти предметы хранят историю, которой готовы с нами поделиться.
Основная часть
Воспитатель: (достает из старого чемодана тельняшку) Посмотрите, кто из вас знает, как называется этот предмет одежды моряка? (ответы детей) Правильно, это тельняшка. Тельняшка – это нательная рубашка с горизонтально чередующимися белыми и синими полосками. Первыми полосатую черно-белую нательную рубашку в 17 веке носили рыбаки Бретани. Повсеместно ее стали использовать в период расцвета парусного судоходства. Матрос в рубахе с полосками хорошо виден на фоне парусов, а для людей, случайно оказавшихся за бортом, тельняшка становилась настоящим спасением, так как в ней их лучше было видно в воде. «Тельник», а именно так называют тельняшку сами моряки, вязался из чередующихся полосок шерсти и хлопка. В ней комфортно в любое время года. Первые такие рубахи моряки вязали себе сами. В тельняшке, количество полосок неслучайно. У французских моряков их 21, по количеству побед Наполеона. У английских и голландских моряков полосок 12, по числу ребер у человека. В наше время, нательные рубахи в полоску надевают моряки на военных и гражданских кораблях многих стран мира. Императором Александром II был подписан указ, по которому тельняшка стала элементом морской формы. В России есть традиция праздновать 19 августа «День рождения русской тельняшки». Синие и белые полоски тельняшки русских моряков повторяют цветовое сочетание Андреевского флага (воспитатель одевает на всех детей тельняшки). Вы примерили на себя часть формы, а люди какой профессии ее носят, вы сейчас отгадаете, послушав загадку:
Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной?
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной?
(Ответ: моряки)
Воспитатель: Молодцы, у вас уже было сегодня много подсказок о моряках. Кто из вас знает, что это за ленты вьются за спиной у моряков? Правильно, это ленты бескозырки. О фуражке-бескозырке и лентах на ней можно узнать из литературных произведений: народная песенка «Песня моряка», В. Маяковский «Эта сказочка про моря и про маяк», М. Большинцов «У самого синего моря», С. Сахарнов «Самый лучший пароход» (педагог демонстрирует книги).
Воспитатель: (достает из старого чемодана старенькую бескозырку) Я хочу вам рассказать сегодня историю, которую мне поведала эта старая бескозырка. «В годы войны моряки героически сражались на Балтике, на Севере, на Чёрном море и Тихом океане. Они участвовали в десантных операциях, несли службу на подводных лодках, военных кораблях, катерах. А когда нужно было защищать морские базы – с честью воевали и на суше – в рядах морской пехоты. Вот и я, бескозырка с лентами «бесстрашный» служила вместе с матросом Михаилом Литягиным на крейсере «Левоневский» (воспитатель показывает детям фотографию крейсера и моряка М. Литягина). Крейсер в годы войны был боевым надводным кораблем, который выполнял задачи по уничтожению легкого флота и различных судов противника, обороне советских боевых кораблей. Он огнем мог поддерживать фланги сухопутных войск и высаживать на берег десант. Служило на «Левоневском» много молодых мальчишек и девчонок, только что призванных после школы моряков. Среди них Михаилу приглянулась девушка из пригорода Ленинграда, небольшого городка Павловск, звали ее Тамара. Девушка-студентка-спортсменка института Лесгафта, сам Михаил был из Украины. Служили они уже 8 месяцев, не ступая на берег и неся сложную и каждодневно опасную службу на борту крейсера. Во время атаки с воздуха немецкими самолетами Миша получил ранение в спину, девушка Тамара перевязала ему тяжелую рану. Когда немецкие самолеты-истребители Мессершмитты улетели, и появилась возможность осмотреть раненых, стало понятно, что Тамара тоже получила ранение. Обоих отправили в госпиталь. Ранение Тамары оказалось более легким, и в госпитале ей разрешили ухаживать за тяжелораненым Михаилом. Она его выхаживала 4 месяца, и они полюбили друг друга. После выписки из госпиталя Михаил вернулся на войну, а Тамара осталась ухаживать за ранеными в госпитале. Сейчас, спустя многие годы после войны, можно подумать, что никакого героизма в поступке Тамары не было, но тогда: гудят самолеты, и, даже самым смелым мужчинам, было страшно, а она не испугалась, помогла матросу и не бросила его с тяжелой раной в госпитале. Подвиги советских моряков в годы Великой Отечественной войны приближали Победу.»
Воспитатель: Понравился вам рассказ бескозырки? (ответы детей) Ребята, у кого есть истории о моряках, членах семьи, приглашаю вас рассказать (дети по желанию выходят рассказывать). Спасибо, нам было очень интересно услышать о подвигах ваших прадедушек и прабабушек.
Воспитатель: Какими, на ваш взгляд, чертами характера должен обладать моряк? (ответы детей) Давайте с вами рассмотрим картину Самохвалова А.Н.
«Голова матроса» и картину Дейнека А. А. «Оборона Севастополя» (обсуждение картин, рассказ воспитателя о самых известных подвигах моряков, именах героев-моряков и пр.)
Воспитатель: (достает из чемодана нос корабля) Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (ответы детей) Правильно, это нос корабля или ростр. Кто из ребят знает, как называются колонны, украшенные рострами и в каком городе они установлены (ответы детей). Молодцы, это Ростральные колонны, колонны, украшенные рострами-носами кораблей, установлены на стрелке Васильевского острова в городе Санкт-Петербурге. Архитектором Томом де Томоном в 1810 году были спроектированы и построены две колонны. У подножия обе колонны украшены 4 фигурами – 2 фигуры мужчин и 2 женщин. Они символизируют великие реки Волхов, Неву, Днепр и Волгу. В XIX веке Ростральные колонны служили маяками для освещения порта Санкт-Петербурга. Ростральные колонны являются символом морских побед России.
Посмотрите, здесь есть задание: соберите крейсер из конструктора (ребята собирают крейсер по собственному замыслу используя различные виды конструктора).
Воспитатель: Раньше на кораблях не было ни раций, ни компьютеров, но моряки могли передавать проходящему мимо кораблю любое сообщение. Кто из вас знает с помощью каких предметов? (ответы детей) Хорошо, с помощью фонарика, точнее с помощью фонарей, которые называются на флоте семафоры, или флажковой азбуки (достает из старого чемодана флажки). На одном корабле моряк машет флажками, а на другом моряки смотрят в бинокль и понимают послание (педагог показывает флажки и объясняет их значение). Давайте и мы придумаем значения разноцветных флажков (воспитатель достает из старого чемодана разноцветные флажки: синий, зеленый, желтый, красный, слушает предложения детей). Итак, подведу итог: синий флажок будет означать – прыгаем, зеленый – маршируем, желтый – приседаем, красный – кричим «УРА!» Как настоящие моряки построимся в три колонны, проведем разминку, потом перестроимся в шеренгу (воспитатель подает команду к построению в три колонны под песню слова Ю. Погорельского, музыка В. Плешака «Экипаж» проводится физкультурная разминка. После разминки дети перестраиваются в шеренгу). Молодцы, теперь внимательно смотрите за флажками, я буду подавать сигналы, а вы их принимать.
«Игра с флажками»:
Синий – прыгайте,
Зеленый – маршируйте,
Желтый - приседайте,
Красный – кричите «Ура!» (проводится игра)
Воспитатель: Кто из ребят хочет попробовать подавать сигналы нашей флажковой азбукой? (дети-ведущие игры). Спасибо, было очень весело, продолжим с вами на прогулке, а сейчас устали? (ответы детей) Присаживайтесь на стулья. Немало подвигов в годы Великой отечественной войны совершили моряки. Их подвиги увековечены в бронзе, камне, металле (просмотр слайдов презентации с изображением памятников морякам), их именами названы улицы, города, поселки, корабли.
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня узнали. Как называется полосатая одежда моряка? Как называется головной убор моряка? С помощью каких предметов подавали сигналы на флоте? Кто такие моряки? Где они служат? В чем заключалась их воинская служба? Как они сражались с врагом? Какие самые известные подвиги моряков вы запомнили? Как зовут наших героев-моряков? Как увековечены их имена? Какие вы запомнили памятники морякам Великой Отечественной войны?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей)
Воспитатель проводит игры на развитие внимания, воображения, дидактические игры
Давайте проведем несколько подвижных игр, за каждую проведенную игру вы будете получать в качестве приза часть пазла. В конце прогулки мы с вами соберем пазл. Вам нравится мое предложение? (ответы детей). Вначале вспомним, в чем заключалась воинская служба моряков? Как они сражались с врагом? (ответы детей) Правильно, они выполняли задачи по обороне советских боевых кораблей. То есть метко стреляли.
Игра «Попади в цель»
Дети стоят в две шеренги друг на против друга на расстоянии 3 м. У каждого ребенка 1 команды в руке по одному мячу («ракете»). У детей 2 команды в руках ведро. Дети кидают мяч, стремясь попасть в ведро. Вручается часть пазла.
Воспитатель: Давайте под следующие веселые слова попробуем «Ходить по тросам».
Эстафета «Пройди по тросу»
Когда я вырасту большой, буду я матросом,
Буду лазить по канатам и ходить по тросам.
На асфальте лежит веревка. Дети проходят по веревке.
Вручается часть пазла.
Воспитатель:
Хмуро в море-океане
Пляшут волны там и тут,
Корабли идут в тумане,
Нашу землю стерегут.
Сурово северное море. Часто кораблям приходится идти в тумане, когда ничего не видно. Ориентироваться приходится по показаниям приборов и звуковым сигналам. Хотите попробовать, как трудно вести корабль в таких условиях?
Игра «Туман»
Дети идут, перешагивая через натянутую веревку, проползают под веревкой. Затем детей (желающих участвовать в игре в темных очках) ставим парами, 1 игроку одеваем темные очки, второй игрок, без очков на глазах держит первого за руку. Совместно преодолевают препятствия.
Вручается часть пазла.
Игра «Убери палубу»
Участники должны привести палубу в порядок.
На площадке раскладываем мячики маленького размера. Ребята их собирают. Вручается часть пазла.
Игра «Чья команда быстрее соберется по тревоге»
Участвует две команды. Перед ними стол с флажками, по дороге расставлены стойки. Для каждой команды по самокату. Ребенок становится на самокат. По команде объезжают змейкой препятствия, доезжают до стола, берут флажок и возвращаются к своей команде. Там отдают самокат другому ребенку. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием. Вручается часть пазла.
Воспитатель: Вот мы и прошли все испытания, выполнили все задания. За каждое вы получали часть пазла. Предлагаю вам его собрать.
(Участники собирают пазл «Якорь»)
Воспитатель: Скажите, что у нас получилось?
(воспитатель рассказывает про герб Санкт-Петербурга показывает иллюстрацию)
Воспитатель: У вас получился якорь. Где вы видели изображение якорей? (ответы детей) Правильно, на гербе Санкт-Петербурга изображены якоря. Если мы посмотрим внимательно, мы увидим, что они разные. Один из них морской – большой, широкий, двузубчатый, а второй – речной, он тоньше, четырёхзубый. А якоря изображены на нашем гербе, потому что наш Санкт- Петербург, это горд – порт, который стоит на стыке морских и речных путей. Какой вам удалось собрать якорь? (ответы детей) Правильно, морской. И заканчивая прогулку предлагаю последнюю игру.
Чтобы сильная волна корабль сдвинуть не смогла,
За борт быстро цепь бросаем, в воду груз тот опускаем… (ЯКОРЬ)
Игра «Якорь»
Двое детей встают напротив друг друга и в руках держат палку с размотанным шнуром. В центре шнура якорь. Дети по сигналу ведущего наматывают шнур на палку, кто быстрее домотает до якоря.
Воспитатель: Во все времена для моряка якорь был символом удачного плавания и надежды на то, что корабль доберётся до желанного берега, преодолев все препятствия. Вы сегодня большие молодцы, прогулка окончена, возвращаемся в группу.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить рисовать моряка.
Оборудование и материалы: репродукции картин: Дейнека А. А. «Оборона Севастополя», Любимов В.В. «Заветный камень», книги с иллюстрациями, восковые мелки, карандаши, акварельные краски или гуашь, подготовленные раскраски, кисти, емкости для воды, салфетки.
Планируемый продукт детской деятельности: рисунок.
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Рассказ воспитателя и совместное обсуждение картины Дейнека А. А. «Оборона Севастополя» и картины Любимова В.В. «Заветный камень».
- Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций в книгах (подготовлена выставка книг по теме «Моряк»).
- Самостоятельный выбор детьми материалов для рисования (восковые мелки, карандаши, акварельные или гуашь краски, подготовленные раскраски). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения рисунка материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Самостоятельное рисование по собственному замыслу.
- Презентация детьми выполненных рисунков.
- Оформление выставки.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с какими картинами вы сегодня познакомились? Кто такие моряки? Где они служат? Как они сражались с врагом? Какими качествами должен обладать моряк?
Презентация: выставка рисунков.