ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №62 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ТЕЛЕФОН, ФАКС ПРИЁМНОЙ:

(812) 342-81-36

 

197227,

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛ. ГАККЕЛЕВСКАЯ, Д.33, К.2

 

E-MAIL: DSAD62SPB@MAIL.RU

info.gbdou62prim@obr.gov.spb.ru

 

ЧАСЫ ПРИЁМА ЗАВЕДУЮЩЕГО:

ВТОРНИК 15:00-18:00

ЧЕТВЕРГ 10:00-12:00

20 ОКТЯБРЯ ПРОФЕССИЯ ПОБЕДЫ – СВЯЗИСТ

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

Кто такие связисты? Какую роль играли в боевых сражениях? В чем заключалась их служба? В чем опасность данной профессии? Какие подвиги совершали связисты? Кто был помощником у связистов?

 

Конспект НОД по теме «Профессия Победы – СВЯЗИСТ»

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией связист.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование и материалы: интерактивная доска, ноутбук, телефонный провод, липкая лента.

 

Ход занятия

Вводная часть

(дети сидят полукругом, напротив интерактивной доски)

Воспитатель: Великая Отечественная война – одно из трагических событий в истории нашей Родины. Множество людей различных профессий сражались, проявляя мужество и отвагу, чтобы достичь единой цели – победы над фашистскими захватчиками. 75 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны, но отголоски этих сражений сохранились в рассказах ветеранов, статьях и заметках военных газет, в книгах, фильмах и литературных произведениях, посвященных событиям военных лет. И сегодня мы хотим вам рассказать о профессии связист в годы войны.

 

Основная часть

Воспитатель: Одна их самых важных профессий на фронте была профессия связиста. Задача связиста – наладить связь между подразделениями и, в случае обрыва, исправить ее повреждение. Ребята! А вы знаете, какие предметы использовал связист в своей работе? (варианты ответов детей) Для связиста самым главным предметом был радиопередатчик, соединенный обычным полевым проводом.

(воспитатель достает из коробки телефонный провод и показывает детям)

Посмотрите, какой тонкий телефонный провод, и, конечно, при артиллерийском налете его разрезало осколками. Связисту несмотря ни на что необходимо было идти и искать обрыв, и он под градом пуль и снарядов искал и восстанавливал связь (воспитатель показывает детям оборванный провод, который он при помощи изоляционной ленты соединяет в единое целое). Случалось, что связисты тянули линии через минные поля, потому что ожидать помощи саперов времени не было. Чтобы выполнить свою работу, они сами проводили разминирование участка, через который потом прокладывали линию связи. Связист постоянно сидит на телефоне, поэтому обстановку на фронте он знает лучше других солдат. Он всегда в курсе событий. Немецкие разведчики знали эту особенность, поэтому периодически устраивали на наших связистов засады. Просто перерезали провод и ждали, когда тот сам прибежит к ним в руки. Из-за этого связисты часто попадали в плен.

В боях Великой Отечественной войны связисты ежедневно находили место подвигам, которые были по достоинству оценены Родиной.

Об одном из героев связистов, а именно о Николае Новикове, хочу рассказать вам сегодня.  В 7 часов 45 минут утра 1 декабря 1941 года в боях под Москвой противник открыл огонь. Сразу пропала связь. На восстановление кабеля, не дожидаясь прекращения огня, бросился связист – Николай Новиков. Кабель был оборван и засыпан снегом. Обнаружив повреждение, он не успевал соединить концы кабеля, сильно замерзли руки, но Николай знал: сейчас от его действий зависит жизнь сотни солдат, потому не раздумывая зажал концы кабеля в зубах и вступил в неравный бой с противником. Он погиб, но задание выполнил и восстановил связь. Несколько часов спустя тело сержанта с зажатым зубами проводом нашли бойцы одного из отрядов Красной Армии.     (показ репродукции картины «Подвиг сержанта Новикова. Акварель)

В Можайске, в мемориальном комплексе героям Великой Отечественной войны, 11 мая 2005 году был открыт первый в России памятник в честь военных связистов. Этот памятник – дань памяти и безмерного уважения воинам-связистам. Памятник установлен на постаменте, на котором нанесена надпись: “Вечная память воинам-связистам, павшим на полях сражения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945”.

Известный поэт Алексей Сурков посвятил подвигу Николая Новикова стихотворение «Связист»:

Тот зимний день был облачен и хмур,
Дрожал от взрывов подмосковный лог.
Связист зажал зубами тонкий шнур,
И за сугроб, отстреливаясь, лег.
Лишь через час его в снегу нашли,
В глазах больших застыла синева,
Меж мертвых губ по проводу текли
Живой команды твердые слова.

Воспитатель: Ребята, вы знаете что у связистов были очень хорошие помощники? Отгадайте, кто они?

Я верный человека друг.

Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.

Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.

Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой

В упряжке снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.

Кто я?

Ты угадал – … СОБАКА.

Воспитатель: Правильно. Уникальные животные, которые, несмотря на сложность поставленной задачи, выполняли ее до конца. Они работали днем и ночью, при любых погодных условиях. Собаки-связисты проходили там, где человеку не было пути, их не останавливали ни водные препятствия, ни обстрелы противника, ни непроходимые леса и болота. В период затишья между боями на связных собак надевали специальные вьюки (сумка для поклажи), они доставляли на передовую письма и газеты. Случалось, что собакам доверяли доставку орденов и медалей в подразделения, куда невозможно было пробраться из-за обстрела. Из сохранившейся военной хроники известны клички и истории службы собак, которые особенно выделились среди четвероногих связистов.

Овчарка Альма во время задания была ранена немецким снайпером дважды. Первое ранение было сквозным, вторым животному раздробило челюсть. Но даже сильная боль и усталость не остановили Альму. Собака донесла пакет и сообщение до нужного места.

Норка, поступившая на службу в 1942 году, смогла доставить 2 398 сообщений. В 1943 году во время наступления советской армии пёс погиб от выстрела немецкого снайпера.

Немецкая овчарка по кличке Рекс стала гордостью Смоленского дивизиона. Собака доставила 1 649 боевых сообщений. Об уникальном случае рассказал вожатый связист, Николай Больгинов: «Это было под Никополем в феврале 1944 года. Вместе с собакой Рексом я находился при стрелковом батальоне. Дошли до берега Днепра и благополучно переправились. В это же время через реку была протянута кабельная связь от комполка до комбата, но минут через десять связь прервалась. А фашисты пошли в контратаку. Пришлось Рексу доставлять донесение. Но я опасался – таких широких рек, да еще в такую холодную погоду, ему раньше переплывать не приходилось. Рекс смело бросился в ледяную воду и поплыл на наш берег. Сильное течение и ветер далеко отнесли пса. Но боевое донесение было доставлено. В тот день Рекс трижды(!) переплывал Днепр под ураганным артиллерийским и пулеметным огнем, доставляя важные документы».

Сохранился рассказ об эрдельтерьере Джеке, который спас от верной гибели целый батальон. Три с половиной километра под интенсивным обстрелом нес пес в ошейнике важное донесение. Прибежал в штаб израненный. Пес Джек доставил 2982 боевых донесения.

А «боец» Ленинградского фронта собака Дик доставил 12 000 донесений.

24 июля 1945 года на Параде Победы были представлены все фронты Великой Отечественной войны, все роды войск. Вслед за сводными полками фронтов, полком Военно-морского флота и колоннами боевой техники по Красной площади шли собаки со своими проводниками.

Собакам – героям установлены памятники: скульптурная композиция в память о фронтовых собаках на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе; погибшим собакам, которые защищали Киев в Украине, на нем написано: «Остановись и поклонись! 150 служебных собак полегли здесь смертью храбрых».

 

Рефлексия

Ребята, давайте вспомним, что нового и интересного мы сегодня узнали. Кто такие связисты? В чем заключалась их работа? О подвиге какого связиста мы сегодня узнали? В чем заключался его подвиг? Где установлен памятник героям – связистам? Кто был помощником связистов? Какую помощь оказывали? Клички каких собак запомнили? Принимали ли участие собаки в Параде Победы?

 

Используемые источники.  Интернет – ресурсы:

https://red-odysseus.livejournal.com/104664.html

https://zen.yandex.ru/media/id/5c681cba59bb7100af15bbaf/nevidimyi-front-uchastie-i-rol-sobak-v-velikoi-otechestvennoi-voine-5c827ad4ec42c500b352a7b9

https://ok.ru/narofominsknovost/topic/65099522769130

http://alladolls.ru/index.php/2018-dog/childrens-corner/tryr -загадки

 

Деятельность на прогулке

Воспитатель: Ребята, мы вышли на площадку детского сада. Предлагаю вам продолжить знакомиться с профессией связист и поиграть в подвижные игры на улице. Вы согласны? (ответы детей)

(Воспитатель проводит подвижные игры на улице на развитие внимания, ловкости, быстроты реакции)

Воспитатель: Ребята, давайте сначала вспомним, в чем заключается работа связиста, и какие трудности им приходится преодолевать (варианты ответов детей). Правильно, связист должен обеспечить связь между подразделениями, и, конечно, в случае обрыва, найти и исправить неполадки. Им приходилось идти или даже ползти в непролазных лесах, обходить опасные болота и преодолевать препятствия в виде минных полей. Наши испытания будут проходить в виде эстафет.

Эстафета «Преодолей препятствие».

Дети делятся на две команды и бегут, преодолевая различные препятствия в виде конусов, обручей, тоннеля, передавая эстафетную палочку своим друзьям. Чья команда первая справилась с преодолением препятствий, поднимает эстафетную палочку вверх.

Эстафета «Найди обрыв».

На спортивной площадке растягивается два провода (веревка, длинная скакалка) для каждой команды. Провод разорван на столько частей сколько участников в команде. Каждый участник, подбегая к обрыву связывает его узлом (либо к концам каждого обрыва приклеены магниты и ребята соединяют обрыв при помощи магнитов). Затем бегут, огибают конус и передают эстафету своим друзьям.

Игра «Важное  донесение».

Воспитатель: Ребята, как мы уже знаем, связисты всегда были на телефоне и поэтому обладали важной информацией.  Сейчас каждая команда получит карточки с буквами, вам нужно посмотреть на карточки и выложить (либо встать так, держа карточки в руках), чтоб получилось важное слово. Чья команда первая соберет слово, та и выиграла. Слово ПОБЕДА.

Ребята, еще мы с вами знаем, что у связистов были помощники. Кто они? (ответы детей)

Воспитатель:Как помогали собаки связистам? (ответы детей). Конечно, они и протягивали телефонные провода, и преодолевали такие препятствия, которые человек был не в силах преодолеть, а так же доставляли важные донесения, газеты, письма и даже медали.

Эстафета «Доставь донесение».

Ребята делятся на две команды. Каждая команда получает важное донесение в виде конверта. Преодолевая полосу препятствий, дети передают конверт своим друзьям, а последний участник команды отдает секретный конверт воспитателю.

Игра с мячом «Собачка».

Воспитатель: Ребята, послушайте правила игры. Для начала игры «собачка» располагается в центре игрового поля и ждёт начала игры, а игроки – по краям поля. Игроки не имеют права сходить с линии игрового поля, а «собачка» может это делать.  Одному из игроков выдаётся мяч. Игра начинается после первого паса другому игроку. Пасовать можно руками. Пасующие обязаны точно и своевременно передавать пасы любому другому игроку (кроме собачки) и дразнить «собачку» мячом. «Собачка» бросается за мячом, ставя цель дотронуться любой частью тела, или захватить мяч. И то, и другое приводит к смене «собачки» на игрока, который неудачно сделал пас или владел мячом в тот момент. Если от касания игрока мяч уходит за пределы игрового круга и касается земли, то такой игрок становится «собачкой». Ну что, ребята, вы сегодня были большие молодцы. Ощутили на себе все тяготы профессии «связист». Победила дружба. И нам пора возвращаться в группу.

 

План-конспект продуктивной деятельности

Цель: учить рисовать связиста.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, ноутбук, презентация, на слайдах которой архивные фотографии связистов, рисунки с изображением связистов, собак связистов, репродукция картины «Подвиг сержанта Новикова». Акварель, листы белой и цветной бумаги, кисти, акварельные краски, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, раскраски на тему «связист», стаканчики с водой, салфетки, губки.

Планируемый продукт детской деятельности: рисунок

 

  1. Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
  2. Рассказ воспитателя и совместное обсуждение изображений архивных фотографий связистов. Рассматривание и обсуждение репродукций картин неизвестного автора «Подвиг сержанта Новикова». Самостоятельный выбор детьми материалов для рисования (восковые мелки, карандаши, акварельные или гуашь краски, подготовленные раскраски). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
  3. Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения рисунка материалы).
  4. Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
  5. Самостоятельное рисование по собственному замыслу.
  6. Презентация детьми выполненных рисунков.
  7. Оформление выставки.

Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, с репродукцией какой картины вы сегодня познакомились? Кто такие связисты? Какую роль выполняли в ходе сражений? Чем опасна данная профессия? Какими качествами должен обладать связист? Какие помощники были у связистов?

Презентация: выставка рисунков.

Презентация “Профессия Победы – Связист”

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сегодня

Вторник, 17 мая 2022

Сайт дистанционного обучения