ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такой пчеловод? Где он трудится? Что он делает? Какую пользу приносит их труд? Как они помогали во время войны побеждать врага?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ПЧЕЛОВОД»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией пчеловод, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: интерактивная доска, коврограф, пчёлы счётный материал, кружочки для коврографа, цветочки, магнитофон, макет улья, карточки со словами по теме (мёд, пчела, соты и т.п.)
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе сидят на стульях/ковре/)
Воспитатель: Сегодня многие люди отмечают праздник такой профессии как пчеловод. Ребята, вы знаете кто такие пчеловоды? (ответы детей). Правильно, пчеловод — это человек, который занимается одним из древнейших промыслов, разводит пчёл с целью получения мёда. Как вы думаете почему люди считают эту профессию настолько важной, что даже сделали для неё праздник? (ответы детей). Потому, что они добывают мёд-продукт из цветочного нектара, который трудолюбивые пчелы собирают во время цветения растений. Состав меда необычайно богат целебными веществами, именно поэтому этот продукт ценится в медицине. В него входят: много витамин, фруктоза, глюкоза, цинк, фтор, магний, йод, железо и многие другие вещества очень важные для жизни и здоровья человека. Во времена Великой Отечественной войны пчеловодство с первых до последних дней служило фронту и кормило наших солдат, мед восполнял недостаток сахара. В военные годы на пчеловодство обращалось особое внимание. Мед отправляли в города и промышленные центры, в госпитали и на фронт. Воск служил обороне, в нём нуждалась военная промышленность, его использовали в самолетостроении, при производстве танков, артиллерийских орудий, парашютно-десантного имущества, электрооборудования, лыжной мази, и в медицине. Давайте с вами познакомимся с данной профессией и заглянем внутрь пчелиного домика. Как он называется? (ответы детей) Правильно улей. (педагог показывает макет улья, можно заменить иллюстрациями на интерактивной доске).
Динамическая пауза
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
(дети садятся на свои места)
Игра «Собери нектар»
2-а игрока собирают с цветочков кружочки (нектар) каждый в свою корзиночку, кто быстрее и больше. Все вместе потом считаем и сравниваем, знакомимся и закрепляем понятия: много, мало, поровну, столько же, пара.
Воспитатель: А вы знаете как собирают нектар люди, как они это делали в войну и в наши дни?
Раньше эта профессия считалась мужской, но мужчины-пчеловоды, во время войны были призваны в армию. Их заменили женщины, подростки, старики. Пчеловоды военной поры знали: мед и воск нужны фронту так же, как танки и самолеты, как хлеб, и делали все, чтобы получить больше продукции. В годы войны учёными было установлено лечебное действие меда: он уменьшал боли, способствовал заживлению ран, ускорял выздоровление раненых, хорошо действовал на улучшение состава крови. Была издана специальная инструкция о применении меда для лечения раненых. В годы войны пчеловоды проявили мужество, спасая пасеки от разорения немецкими войсками. С риском для жизни они раздавали ульи по домам, пчел скрывали, отвозили подальше в глухую степь, заросшую бурьяном, или в лес, прятали в подсолнухах, с похолоданием — закапывали во рвы, мед тайно раздавали людям, зарывали кадки в землю, чтобы он не достался фашистам.
Ребята, кто из вас знает, какие предметы экипировки необходимы пчеловоду? (ответы детей) Как вы думаете все эти предметы были у пчеловодов в годы войны? (ответы детей) В наше время чтобы заниматься пчеловодством необходимы специальные предметы. Пчеловоды одеты в: перчатки и костюм с капюшоном или шляпу и вуаль. Лицо и шея являются наиболее важными областями защиты. Защитная одежда, как правило, светлая (но не цветная) и гладкая. Ещё одним способом защиты от укусов пчёл является дым. Дым успокаивает пчёл.
Давайте отгадаем загадки:
Пчела трудяга создаёт
Лениво с ложки он течёт
Так сам и просится к нам в рот
Густой, янтарный, сладкий….(мёд)
Молодцы!!!!!
Вот ещё одна загадка:
Жёлтая тельняшка летает над ромашкой,
Целый день она летает, всё цветочки опыляет, заодно как Божий дар собирается нектар…Кто это? (Пчела)
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали? (ответы детей)
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Согласны? (ответы детей)
Воспитатель проводит игры на развитие внимания, воображения, дидактические игры
Воспитатель загадывает загадку:
Носит мёд в свою кладовку,
Дружит с божьей коровкой,
Того, кто домик тронет
Укусит и прогонит.
На хвосте у ней иголка,
Ну конечно, это …”. (Пчёлка)
Игра «Пчелы и медведь».
Дети–пчелки:
Пчёлки в ульях сидят,
На цветы они глядят
Пчёлки, с ульев вылетайте!
Мёд скорее собирайте! (дети бегают по игровому полю/участку)
Воспитатель:
Вот медведь идет,
(Медвежьей походкой выходит ребенок-медведь и направляется к улью, где лежат резиновые мячики – нектар, который ребёнок-пчела должен успеть взять до прихода медведя)
Из улья мед унесет.
Пчелки, домой!
Дети–пчелки:
Этот улей – домик наш,
Уходи медведь от нас:
“Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!”
(из игры выбывают, те дети-пчёлы, кто не успел залететь в улей и схватить мяч-нектар)
Воспитатель: какие Вы молодцы, сохранили мёд и защитили улей.
Словесная игра «Да или нет»
Цель: развивать внимание у детей, связную речь, крупную моторику.
Условия игры: (задавая вопрос, воспитатель дает детям мяч, отвечая да или нет, ребенок возвращает его, если ребёнок ошибся, то садится в круг и пытается поймать летящий мяч, чтобы снова вернуться на своё место).
- Пчелы живут одной большой семьей.
- Одна пчела может жалить много раз.
- Пчелы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой.
- В одной пчелиной семье 10 маток.
- Люди делают для пчел специальные домики – ульи.
- Зимой пчелы летают, но цветов не находят.
- У пчел четыре лапки.
- Ужалив, пчела погибает.
- Зимой пчелы спят.
- Одна пчелиная семья может за 1 раз принести 1 кг меда.
- Мед не только вкусный, но еще и очень полезный.
- Пасечником называют человека, который ухаживает за пчелами.
- Медом лечат раны.
- У пчелок есть обувь, которая называется “обножка”.
- Прополис считается природным антибиотиком.
- В старину пчелку называли “Божьей угодницей”.
- На зиму ульи оставляют на пасеке.
- Пчелиный яд укрепляет нервную систему, обезболивает организм человека.
- Жало у пчелы во рту.
- Пчелиные ульи на зиму убирают в теплые сараи.
Игра «Повторяй за мной»
Цель: развивать внимание, координацию, связную речь вместе с движением.
Пчелка трудится весь день (руками обрисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет, (вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет. (“раскрыть” перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей (изображают полет)
И назад вернется пулей. (резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед, (топанье ногами)
Скоро ведь зима придет. (поеживание)
Будет пчелкам, чем питаться. (имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться. (имитация накладывания меда в соты)
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: Создание поделки из бумаги для игры.
Оборудование и материалы: цветная бумага (выбор цвета за вами), ножницы, клеевой карандаш, фломастеры.
Планируемый продукт детской деятельности: поделка «Пчелка-гармошка».
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
Воспитатель: Прежде чем приступить работе, нужно размять пальчики.
Пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела (машут ладошками)
А за нею шмель – шмелёк, (на каждое название насекомого загибают один пальчик)
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали. Полетали. (машут ладошками)
От усталости упали. (роняют ладони на стол)
Мы с Вами сегодня будем делать главный объект для пчеловодов. Как Вы думаете кто это? (ответы детей) Правильно, пчела.
- Рассказ воспитателя и совместное обсуждение как выполнять работу из бумаги «Пчёлка-гармошка»
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения поделки материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Выполнение по показу педагога.
Воспитатель: Для того чтобы сделать туловище, необходимо изготовить гармошку из двух полосок бумаги (жёлтой и чёрной). Для этого мы берем две полоски бумаги одинаковой длины и ширины: черного и желтого цветов. Черная полоска бумаги лежит на столе горизонтально, а желтая – вертикально. Конец полоски желтого цвета намазываем клеем и приклеиваем к нему конец черной полоски, совмещая при этом углы и стороны. Теперь нижнюю полоску заворачиваем на верхнюю и проглаживаем линию сгиба. Затем черную (теперь она нижняя) полоску заворачиваем на желтую и проглаживаем линию сгиба и так по очереди складываем полоски, пока не получится гармошка. Туловище готово. Осталось вырезать и приклеить крылышки и вырезать по шаблону-кругу, мордочку. Нарисовать на мордочке глазки, рот. Приклеить усики.
- Презентация детьми выполненных поделок.
- Оформление выставки.
Рефлексия: Ребята, что мы сегодня делали для того чтобы у нас, получилась пчела? (ответы детей) Правильно, вырезали, обводили, клеили, складывали бумагу, рисовали и т.д.
Презентация: выставка пчёл-гармошек.