ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Как вы думаете, кто такой фольклорист? Что фольклористы делают в мирной жизни? Как вы думаете, что фольклористы делали на войне? Что фольклористы записывали на войне?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ФОЛЬКЛОРИСТ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией фольклорист, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: проектор.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе сидят на стульях)
Воспитатель: В Великой Отечественной войне участвовали фольклористы.
(Воспитатель задает вопросы, выслушивает ответы детей, беседует с детьми)
Основная часть
Воспитатель: Фольклорист — специалист по народному творчеству, он знает и собирает пословицы, загадки, сказки, народные песни
(рассказ воспитателя, используя презентацию «Профессии Победы. Фольклорист»)
В 1941 году началась Великая Отечественная война, но многие ученые-фольклористы продолжали свою работу в подвалах блокадного Ленинграда, под обстрелом в Москве, в эвакуации, и, конечно же, на фронте, куда были призваны как пехотинцы, моряки, летчики, танкисты и артиллеристы. Фольклористы, специалисты по сохранению устного народного творчества, не представляющие жизни без любимого дела, и на фронте, и в тылу записывали пословицы, поговорки, сказки, народные песни, частушки. Понятно, что на войне нет много времени для отдыха, но в череде суровых солдатских будней были и минуты покоя.
Как ни странно, в дни войны,
Есть минуты тишины…
Фольклор, это живое солдатское слово. Как вы думаете, что фольклористы записывали на войне?
(воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает посмотреть презентацию «Профессии Победы. Фольклорист». Просмотр презентации. После просмотра презентации «Профессии Победы. Фольклорист» воспитатель беседует с детьми)
Воспитатель: Что фольклористы записывали на войне?
(воспитатель предлагает послушать военные частушки беседует с детьми)
Боевые наши танки
Танков вражеских сильней,
Самолеты – быстроходней,
Наши летчики – смелей.
Боевые самолеты
Высоко взвивалися.
Наши летчики-пилоты
В боях отличалися.
Гитлер шел получать
Пироги да пышки.
А досталися ему
Синяки да шишки.
За свою родную землю
Грудью встанем, как один.
Будь уверена, подруга,
Мы фашистов победим.
Воспитатель: О чем пели частушки солдаты? (ответы детей)
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня узнали. Как называется человек, который записывал на войне загадки, пословицы, частушки, военные былины?
План-конспект продуктивной деятельности
Цель:
- учить создавать коллективную работу – инсценировку, воспитывая навыки сотворчества (согласовывать свои действия с действиями других детей);
- воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений;
- воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.
Оборудование и материалы: компьютер.
Планируемый продукт детской деятельности: инсценировка песни.
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
Воспитатель: Одна из самых лирических песен военных лет «В землянке» «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене, Софье Антоновне, и написал в письме. Теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку и сам стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в газете «Комсомольская правда». К тому времени ее любили, пели и бойцы, и те, кто их ждал. Давайте послушаем вместе эту красивую и душевную песню и представим, как мы можем инсценировать эту песню.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти – четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
- Организация воспитателем обсуждения услышанного в песне.
- Организация воспитателем инсценировки песни.
- Показ инсценировки родителям.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, чем занимался фольклорист на войне?
Презентация: инсценировка песни.