ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие парикмахеры? Где они работают? У кого из вас в семье есть парикмахеры? Нужны ли были люди данной специальности на войне? Что делали парикмахеры на фронте? Почему эту профессию можно назвать профессией Победы? Работали ли парикмахерские в блокадном Ленинграде?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ПАРИКМАХЕР»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией парикмахер, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: Проектор для демонстрации презентации, презентация, фотографии парикмахеров и парикмахерских разных времен и народов.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе сидят на стульях)
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами вспомним историю нашей страны и поговорим о самой страшной ее странице – о Великой Отечественной войне, и людях, которые помогали «ковать» Победу. Годы войны были тяжелым временем и для тех, кто был на передовой, сражаясь на смерть за каждый клочок родной земли, и для тех, кто неустанно приближал Победу в тылу. Люди этой профессии не копали окопы и не рвались в бой, вооружившись винтовкой. Их боевым оружием были острые бритвы, ножницы и машинка для стрижки. Этими инструментами они проводили тогда, так называемую, гигиену. Как вы думаете, как называется эта профессия? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, может кто-нибудь знает, когда появилась профессия парикмахер? (ответы детей)
Воспитатель: С давних времен люди стремятся быть красивыми. Раньше по прическе можно было сказать о происхождении человека, о роде его деятельности. Каждая эпоха привносила в парикмахерское искусство что-то свое: вельможи древнего Египта носили несколько париков сразу, в Средневековье мужчины стриглись «под горшок», а женщины прятали волосы под накидкой, в XVII веке прически представляли собой «башни» высотой более полуметра. История профессии насчитывает тысячелетия. А что означает слово «Парикмахер»? (ответы детей)
Воспитатель: Слово «парикмахер» – немецкого происхождения и обозначает мастера, изготавливающего парики. В России интерес к парикмахерскому искусству появился во времена правления Петра I. До этого о красоте волос не слишком задумывались, в своем большинстве славянские народы с давних пор носили длинные волосы и бороды, женщины — косы, для расчесывания которых использовали гребни. Но после реформ царя стали делать изысканные прически. Люди начали интересоваться тенденциями европейской моды. Состоятельные жители привозили западных мастеров, чтобы щеголять с красивой стрижкой перед знакомыми. Такой была история парикмахерского искусства. А зачем нужны были люди данной профессии на войне, что они делали? (ответы детей)
Воспитатель: Они стригли и брили бойцов между наступлениями, уставших рабочих, которые, выпуская военную продукцию, не отходили от своих рабочих мест, ночевали у станков, а потому постригать, порой приходилось спящих людей. Ребята, а работали ли парикмахерские в блокадном Ленинграде? (ответы детей)
Основная часть
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с одной удивительной парикмахерской, которая работала в нашем городе всю блокаду, являясь одним из символов неугасимой жизни в осаждённом городе. Это парикмахерская на Невском проспекте, дом 54/3.
Но прежде чем мы посмотрим презентацию, давайте немного отдохнем:
Физкультурная минутка:
Мастер делает прическу (Руки вверх)
Феном, щеткой и расческой. (Вращательные движения руками)
Пышно локоны взобьет, (Вращательные движения кистями рук)
Челку щеткою завьет. (Движение «моталочка»)
Все в руках его «горит» (Наклоны в стороны, руки на поясе)
Он изменит внешний вид. (Ходьба на месте)
Воспитатель: (просмотр презентации «Парикмахерская на Невском проспекте, дом 54/3») Захватчики окружили город, с неба обрушивались снаряды, но парикмахерская продолжала работать. Она дарила людям радость, служила опорой и давала надежду на мирное будущее. Парикмахерская №9 или «Блокадная парикмахерская», как ее стали называть, – одна из старейших парикмахерских Санкт-Петербурга на Невском проспекте, стала символом неугасимой жизни в осаждённом городе. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Звук метронома по радио, оповещающий о воздушных атаках. Продовольственные карточки. Голод и холод. Жители Ленинграда, каждый по-своему, боролись за сохранение гордости, души, жизни любимого города. Заводы продолжали выпускать орудия для фронта, театры воодушевляли зрителей новыми спектаклями, в библиотеках выдавали книги, работали музеи и кинотеатры. К первой блокадной зиме почти все ленинградские парикмахерские закрылись. «Блокадная парикмахерская» — выстояла. Писатель и журналист Ариф Сапаров, один из первых летописцев «Дороги жизни», в книге «Страницы блокадного дневника» так описывал обстановку в парикмахерской в 1941–1942 годах: «Большинство клиентов — ленинградцы. На них просто страшно смотреть. До того заросли и покрылись коростой грязи. Спутанные, давно нечесаные волосы на голове. Грязные клочья вместо бороды. Черные шеи и щеки, закопченные у огня „буржуйки“. Сядет такой пещерный житель перед зеркалом и с удивлением взирает, как постепенно бритвой и ножницами приводят его умелые руки в благообразный вид. Причешут, подстригут, побреют, спрыснут хвойной водицей и, смотришь, новый человек выходит на улицу. Правда, еще он бледен и худощав. Но видно, не дойдет уже до той страшной грани запущенности, в какой он был. Великое дело – парикмахерская! Это как символ возрождения, как луч надежды».
В парикмахерской первый зал — мужской, второй — женский. Так было устроено до войны, такой парикмахерская оставалась и во время блокады. Здесь тщательно сохраняли заведённый порядок — как напоминание о мирном времени. Чтобы клиент, зайдя внутрь, мог на секунду представить, что нет никакой войны, нет блокады, нет всего ужаса, что обрушился на Ленинград. При входе гостей встречала гардеробщица, мастера носили форменные белые халаты, правда, надевать их приходилось на пальто, чтобы не замёрзнуть. И всё равно мёрзли: работать приходилось посиневшими от холода пальцами. И всё равно каждый день приходили в родную парикмахерскую, чтобы дарить клиентам красоту и веру в Победу. В эти дни привычные процедуры – завивка, стрижка, маникюр – приобретали новый смысл: Победа и возможность восстановления мирной жизни казались ближе.
Многие жители осажденного города приходили в парикмахерскую просто помыть голову. Здесь всегда была вода — ее набирали либо в проруби у знаменитого спуска на Фонтанке, дом 21, либо собирали то, что скапливалось в воронках от бомб на самом Невском проспекте, а потом грели на спиртовках. Мастера блокадного Ленинграда действительно приближали Победу, как могли. Сами делали лак из подручных средств, резали ткань на ленты, чтобы заплетать девочкам косы и завязывать банты. Делали всё, что было в их силах.
Парикмахерская никогда не пустовала. Солдаты, идущие с фронта или на фронт, рабочие, мамы с детьми, врачи — каждый получал здесь свою частичку счастья, доброты и свободы — свободы от неотступного гнёта войны. Постоянными клиентами были актёры театров, которые располагались поблизости — Александринского и Музыкальной комедии.
В парикмахерской ухитрялись делать, кажется, почти невозможные в блокадном городе процедуры — например, красить волосы. Правда, для этого требовался дефицитный в городе керосин. В витрине даже висело объявление «Приходите с керосинками — уходите блондинками». Изготавливали тут и средства для укладки. Лак для волос делали из политуры, одеколона, мебельного лака и хвойного экстракта.
Тихий подвиг мастеров Парикмахерской № 9 не остался незамеченным. Чтобы убедиться в этом, достаточно сегодня, прогуливаясь по красивому и полному жизни Невскому проспекту, зайти в парадную дома 54/3, подняться вверх по лестнице, посмотреть направо… И увидеть, что они не забыты.
5 сентября 2002 года на внутренней стене здания у входа в парикмахерскую была установлена мемориальная доска, выполненная петербургским художником Алексеем Коцюбинским. На доске выбита надпись:
«Эта парикмахерская работала всю блокаду (1941—1944). В эти годы труд парикмахеров доказал: красота спасёт мир»
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше знакомство с «Блокадной парикмахерской».
Рефлексия
Ребята, почему эту парикмахерскую так назвали? Зачем туда приходили люди?
Кого там стригли? Как работники приближали Победу?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, сегодня для нашей прогулки я приготовила игры, загадки, интересные задания. Но сначала хочу проверить вашу смекалку, сообразительность, находчивость. Послушать, как вы поступите в разных ситуациях. Вопросы есть для каждого из вас. Готовы?
Игра – разминка «Что? Где? Когда?»
Можно ли ходить лохматым? Почему?
Что нужно сделать с грязными волосами, чтобы они выглядели, красивыми, ухоженными и чистыми?
Чем моют волосы и голову?
Что ещё надо сделать с волосами?
Чем расчёсывают волосы?
Где можно подстричься или сделать красивую прическу?
Как называется прибор, которым сушат мокрые волосы?
Какой воздух высушит волосы быстрее: горячий или холодный? Почему?
Кто носит бороду: мужчина или женщина?
Кто носит на голове украшения? Почему?
Какими украшениями можно украсить причёску?
Чем подстригают волосы?
Посмотрите на кукол, чем отличаются их прически?
Когда волосы короткие – эта причёска называется короткая стрижка. Какие причёски носят девочки с длинными волосами? (Косички, хвостики).
Когда человека подстригают, на него надевают накидку и сажают перед зеркалом, чтобы он себя видел. Зачем это делают?
Зачем парикмахер надевает фартук или халат?
Загадки «Назови инструменты!».
Воспитатель: Ребята, а кто из вас ходил в парикмахерскую? Что вам там делали стрижку или прическу? (ответы детей)
Воспитатель: Чем пользуются мастера в салонах красоты? Без каких инструментов они не смогут сделать людей красивыми? Вопросы – задания я приготовила в виде загадок, а отгадки вы должны не просто назвать, а выбрать и показать эти предметы. Итак, начинаем!
(Перед детьми на столике лежат инструменты)
Инструмент бывалый —
Небольшой, немалый.
У него полно забот:
Он и режет,
И стрижёт.
(Ножницы)
Всех лохматых расчесать,
Кудри в косы заплетать,
Делать модную прическу
Помогает нам … (расчёска)
Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди … (феном)
Чтобы волосы блестели
И красивый вид имели,
Чтоб сверкали чистотой,
Ты скорее их помой!
А чем?
(Шампунем)
Вот чудесное окошко:
Кошка в нём увидит кошку.
Посмотрел в окно Барбос
И себя увидел пёс.
Я взглянул – и в этот миг
Человек в окне возник.
(Зеркало)
Логическая игра «Четвёртый лишний».
(На столике приготовлены карточки с инструментами, дети выбирают лишний предмет)
Бигуди, заколки, бантики, милицейская фуражка. Что лишнее? Почему? Кому она нужна?
Коробочка с витаминами, лак для волос, фартук – накидка для парикмахера, щипцы для завивки.
Щётка для волос, швейная машинка, полотенце, ободок для волос.
Фен, шампунь, пелеринка для клиента, вилок капусты.
Динамическая игра «Разминка для парикмахера».
Воспитатель: А теперь приглашаю вас на разминку для парикмахера. Становитесь в круг! (Дети становятся в круг)
Привели подстричь ребёнка (дети шагают).
До чего ж оброс мальчонка (поднимают плечи, разводят руками)?
Прежде чем садиться в кресло (показ движения)
Нужно голову помыть (показ движений).
А за тем, а за тем,
Полотенцем просушить (показ движений).
Ножницы возьмём, гребёнку –
Чёлку пострижём ребёнку (пальчиками имитируем движения).
Раз, два, три (загибать пальцы) –
Готова стрижка! (поднимают указательные пальцы вверх).
Феном мы её уложим,
(упражнение на дыхание, на выдохе ши –ши – ши протяжно).
И одеколоном сбрызнем
(упражнение на дыхание, на выдохе пш –пш –пш протяжно).
Мальчугана не узнать (удивление)
Можно в садик отправлять.
(Правой рукой показать движение сверху вниз.)
Плетем косички из шнурочков.
(Детям выдаются большие заготовки с шнурками, и дети в группах заплетают косички)
Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы! Прогулка окончена, возвращаемся в группу.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: выполнить творческую работу «Я придумал(а) прическу».
Оборудование и материалы: образцы работ с прическами, листы белой бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин, цветные карандаши и фломастеры.
Планируемый продукт детской деятельности: аппликация, рисунок
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Самостоятельное рассматривание детьми фотографий и картин с разными прическами.
- Самостоятельный выбор детьми материалов для изготовления работы (цветная бумага, клей, восковые мелки, карандаши, акварельные или гуашь краски, подготовленные раскраски). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения работы материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
- Самостоятельная работа по собственному замыслу.
- Презентация детьми творческих работ по теме: прическа «Хулиганка», «Вечерняя», «Свадебная», «Маленькая принцесса», «Именинница»
Причёска на свободную тему
- Оформление выставки.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, с какими картинами вы сегодня познакомились? Кто такие парикмахеры? Где они работают? Чем они помогали людям во время войны?
Презентация: выставка аппликаций, рисунков.