ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кого называют танкистами? В чем заключаются их воинские обязанности? Что делали танкисты во время войны? Кто такие герои-танкисты? Какими качествами должен обладать танкист? Герои-танкисты моей семьи (прапрадедушки, прадедушки).
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ТАНКИСТ»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией танкист, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: Презентация про профессию ТАНКИСТ, портретная галерея героев-танкистов, шлем танкиста, модель танка (или игрушка танк), фотоматериалы про ТАНК-34, подборка книг про героев-танкистов, стихотворение Константина Симонова о танке, аудио запись песни про танкистов “Три танкиста – три веселых друга, экипаж машины боевой”, авторская песня Вячеслава Абросимова “Марш бронетанковых войск”, рабочие – листы -раскраски с изображением различных моделей танков, карточки с новыми словами-терминами (экипаж, наводчик орудия, радист-пулеметчик, заряжающий).
Ход занятия.
Вводная часть
(дети в группе или физкультурном зале сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: События Великой Отечественной войны уходят всё дальше в глубь истории. Участников военных событий – очевидцев, которые могут рассказать о войне, становится всё меньше. Однако память о войне не должна быть потеряна. До нас дошли (существуют) предметы военного времени, книги, в которых отражены события военных лет, произведения изобразительного искусства, фотографии, видео материалы. Все эти предметы хранят историю, которой готовы с нами поделиться.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, я прочту Вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и расскажите о чем или о ком в нем идет речь.
стихотворение Константина Симонова
Когда бы монумент велели мне
Воздвигнуть всем погибшим здесь, в пустыне,
Я б на гранитной тесаной стене
Поставил танк с глазницами пустыми;
Я выкопал его бы, как он есть,
В пробоинах, в листах железа рваных,-
Невянущая воинская честь
Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.
На постамент взобравшись высоко,
Пусть как свидетель подтвердит по праву:
Да, нам далась победа нелегко.
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении?
Правильно, о танке (идет показ фото подбитого танка). Поэт говорит про боевую машину, как будто про человека. Ребята, а машина сама совершила подвиг? Кто управляет танком? А кто же такой танкист?
Танкист — любой член экипажа танка, командир танка, наводчик орудия, механик-водитель, радист-пулемётчик, пулемётчик, заряжающий, в зависимости от модели танка. Например, экипаж КВ-2 составлял 6 человек.
Командир танка руководит действиями экипажа при ведении им боевых действий.
Наводчик ведёт огонь из танковой пушки и пулемёта по целям, указанным командиром танка или обнаруженным самостоятельно. Его задача – точное наведение орудия в цель и производство выстрела.
Механик-водитель хорошо водит танк, умело преодолевает препятствия, обеспечивает наводчику орудия наилучшие условия для стрельбы, отвечает за готовность танка к бою ( следит за расходом топлива, смазочных материалов, поддерживает двигатель, вспомогательные механизмы, электрооборудование в исправном состоянии).
Заряжающий заряжает снаряды, помогает механику-водителю заправлять танк горючим и водой и умеет вести огонь по воздушным целям.
Танк Т-34 стал лучшим танком (фото) Второй мировой войны.
Совместные слаженные действия экипажа приводили к победе. Танкистам посвящали песни. С одной из самых известных мы познакомимся сейчас (звучит песня «Три танкиста» на слова Б. Ласкина и музыку Данила и Дмитрия Покрасова).
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас посмотрим фильм про самых известных героев – танкистов, подвиг которых помнят все поколения ныне живущих на Земле (презентация про героев-танкистов).
В Твери установлен памятник танкистам – Легендарному экипажу Степана Горобца ( фото) .
Воспитатель:
Именно благодаря мужеству и опыту солдат, сражавшихся в танковых войсках, победа стала реальностью. Сразу после окончания войны был учрежден праздник – День танкиста. Его отмечали 11 сентября – в память об успехах российских танковых войск. В современной России праздник – второе воскресенье сентября.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам познакомиться с различными танками, посмотрев книги с их изображением (выставка книг). Обратите внимание на цвет танков. Как вы думаете: «Почему он такой?» Правильно, для маскировки.
Воспитатель: Ребята, перед вами раскраски с танками. Выберите себе любой рисунок и раскрасьте его (работа на листах- раскрасках).
Рефлексия
Ребята давайте вспомним, о чем сегодня узнали. Кто такие танкисты? Где они служат? В чем заключалась их воинская служба? Как они сражались с врагом? Какие самые известные подвиги танкистов вы запомнили? Как зовут наших героев-танкистов? Как увековечены их имена? Какие вы запомнили памятники танкистам Великой Отечественной войны?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей)
Воспитатель проводит игры на развитие внимания, воображения, дидактические игры
Давайте проведем несколько подвижных игр, за каждую проведенную игру вы будите получать в качестве приза букву. В конце прогулки мы с вами соберем слово. Вам нравится мое предложение (ответы детей). Вначале вспомним, в чем заключалась воинская служба танкистов? Как они сражались с врагом? (ответы детей) Правильно. А как должны были стрелять танкисты, чтобы подбить вражеские танки? То есть метко стреляли.
Игра «Попади в цель»
Дети стоят в две шеренге друг напротив друга на расстоянии 3 м. У каждого ребенка 1 команды в руке по одному мячу («снаряду»). У детей 2 команды в руках ведро. Дети кидают мяч, стремясь попасть в ведро. Вручается буква Н.
Воспитатель:
Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдёт
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищён бронёй
И сможет встретить бой!
(Иванова Наталья)
Эстафета «Полоса препятствий»
Воспитатель: Сейчас мы с вами разделимся на команды по 5 человек. Каждая команда-это экипаж. Вы выбираете себе командира и распределяете, кто будет наводчиком орудия, механиком – водителем, радистом-пулемётчиком, заряжающим.
Далее дети выполняют задания, для каждой профессии – свое.
Наводчик орудия и заряжающий (в паре) прокалывают воздушные шары ( в одном из шаров находится буква А. Нужно как можно быстрее найти нужную цель и поразить её)
Механик-водитель – проходит трассу с полосой препятствий с помощью игрушечного танка (необходимо провести танк за веревочку (но, сначала привязывает самостоятельно веревочку к игрушке) так по трассе, чтобы танк не перевернулся. Вручается буква Т.
Радист-пулемётчик дает СИГНАЛ своему экипажу (игра испорченный телефон) и слушает последним какое слово вернулось к нему обратно. Если правильное, то получает букву К
Командир экипажа должен составить слово ТАНК .
Игра «Чья команда быстрее победит врага»
Участвуют все команды. Перед ними стол с флажками, по дороге расставлены стойки. По сигналу весь экипаж садится в танк (большой обруч-4 человека и маленький обруч для командира. По команде объезжают змейкой препятствия, при этом нельзя разъединять обручи между собой, дети держат их руками и доезжают до стола, берут флажок и возвращаются на свое место. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.
Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы, прогулка окончена, возвращаемся в группу.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: склеить модель танка из материалов , доступных для конструирования.
Оборудование и материалы: клей, кисти для клея, ножницы, цветной картон;
фотоматериалы про танк “Малютка”, заготовки (сделаны детьми на предшествующих занятиях) деталей модели танка для его окончательной сборки, макет Аллеи славы с танком – памятником.
Планируемый продукт детской деятельности: модель танка .
1.Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
2.Рассказ воспитателя и совместное обсуждение презентации:
История танка “Малютка” для девочки Ады Занегиной.
3.Самостоятельное рассматривание детьми ранее разукрашенных моделей танка (делаем выставку детских работ по теме «Танки»)
4.Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения модели материалы).
5.Проведение беседы по безопасному использованию материалов и работе с ножницами.
6.Совместная поэтапная деятельность детей под руководством воспитателя по созданию модели танка.
7.Презентация детьми собственных моделей танка под музыку «Марш бронетанковых войск».
8.Создание макета ” Аллея Славы Героям ВОВ”
9.Оформление выставки.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, с какой военной профессией вы сегодня познакомились? Кто такие танкисты? Где они служат? Как они сражались с врагом? Какими качествами должен обладать танкист?