ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №62 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ТЕЛЕФОН, ФАКС ПРИЁМНОЙ:

(812) 342-81-36

 

197227,

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛ. ГАККЕЛЕВСКАЯ, Д.33, К.2

 

E-MAIL: DSAD62SPB@MAIL.RU

info.gbdou62prim@obr.gov.spb.ru

 

ЧАСЫ ПРИЁМА ЗАВЕДУЮЩЕГО:

ВТОРНИК 15:00-18:00

ЧЕТВЕРГ 10:00-12:00

10 МАРТА ПРОФЕССИЯ ПОБЕДЫ – АРХИВИСТ

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

Кто такие архивисты? Что они делают? В чем заключается их работа? Чем занимались архивисты во время войны? Насколько важна была работа архивной службы? Какой вклад к победе внесли архивисты? Какие архивы имеются и у нас в детском саду и у вас дома?

 

Конспект НОД по теме «Профессия Победы – АРХИВИСТ»

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией архивист.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование и материалы: проектор, презентация, фронтовые письма, архивные видео материалы, сумка почтальона, иллюстрации.

 

Ход занятия

Вводная часть

(дети в группе или физкультурном зале, звучит музыка, дети выполняют следующие движения).

«Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны. Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.

(Дети садятся сидят на стульчики)

Воспитатель: (показывает презентацию) Архивисты отмечают сегодня свой профессиональный праздник 10 марта, эта дата выбрана неслучайно: именно в этот день Петр I подписал первый в России государственный акт – «Генеральный регламент или Устав», положивший начало государственной архивной службе в стране. Произошло это ровно 300 лет назад.

 

Основная часть

Воспитатель: События Великой Отечественной войны уходят всё дальше в глубь истории.  Участников военных событий – очевидцев, которые могут рассказать о войне, становится всё меньше. Однако память о войне не должна быть потеряна. Историки-архивисты, понимая свой долг как охрану вверенного им бесценного народного достояния — документальных источников прошлого — отдали все силы, а иногда и жизни. Самые ранние источники, хранящиеся сегодня в фондах, относятся к XI веку. А примерная длина всех полок с документами составляет 8,5 тысячи километров – это больше, чем расстояние от Москвы до Владивостока. Проходят века, одно поколение сменяет другое, и память о подвигах в годы Великой Отечественной войны сохраняется в таком уникальном и бесценном источнике, как архивный документ.

Воспитатель: Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в Победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.

Кто был на фронте, верно, испытали,

Что означают письма для бойца,

Как эти письма биться заставляли

В сраженьях огрубевшие сердца.

Как их с волненьем люди ожидали,

От них порою увлажнялся взгляд.

Настанет день – придумают медали

За ласковые письма для солдат!

(достает из старой сумки почтальона фронтовое письмо)

Воспитатель: Посмотрите, кто из вас знает, как называется этот предмет? (ответы детей) Правильно, это фронтовое письмо. Я думаю, что многие из вас и сами не догадываются, о том, что если хранить дома письма, фотографии, видеоматериалы, то можно считать себя архивистами- хранителями памяти. Воспитатель: Как вы думаете, почему письмо сложено треугольником? (ответы детей) Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Такую форму письма придумали находчивые бойцы Красной армии. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте. Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

Игра «Фронтовой треугольник».

(Звучит песня «День Победы», дети, поделившись на две команды складывают фронтовой треугольник)

Воспитатель: Письма военных лет они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким.

Воспитатель: Посмотрите – отец отправил своей дочке рисунок, где изобразил, как он бьёт фашистов. (Иллюстрация №1)

Воспитатель: А в этом письме засушенные цветы. Боец пишет: «…Эти цветы сорвал на поле боя 28.6.43 года. Они устояли в жестокую бомбардировку фашистских стервятников. Катя, напиши, как растёт Лидочка, как она ходит в сад и огород. Я знаю, она любит бегать, её, наверное, удержать дома нельзя. Ну, пиши, жду. Твой Коля» (Иллюстрация №2)

Воспитатель: Я хочу вам зачитать еще два письма из музея детского сада, в которых и радость, и боль, и любовь…

Фоном песня «В землянке»

«28 февраля 1943г. Здравствуй, Алеша!

Знаешь, раньше я как-то не задумывалась, что это приветствие означает пожелание здоровья. А теперь сто раз на дню говорю тебе – здравствуй! Как заклинание, которое спасет и защитит тебя. Ведь сейчас я могу помочь тебе только верой и словом, а слова бывают очень сильными. Вот уже 20 письмо пишу тебе, а ответа нет. Но я верю, знаю, что с тобой все в порядке, что это война и почта работает плохо. Может быть, у тебя теперь другая полевая почта? Но все равно мои письма найдут тебя. Алешенька, услышь меня, пожалуйста. Ты мне и детям нашим нужен всякий, что бы ни случилось. Ты сильный, но и я тоже сильная – все смогу, со всем справлюсь, лишь бы с тобой рядом. Твоя Аня».

«4 мая 1943г Анечка-Анюта! Цветочек мой ясный! Родная моя!

Вчера сняли повязку с глаз, и я весь день украдкой читал все твои письма, хоть и нельзя еще было. Милая моя, как же я скучаю без вас, как хочу обнять тебя и детей! В госпитале все говорят, что я родился в рубашке. Подбили нас над линией фронта, но самолет упал на нашей стороне. Долго был без сознания, от контузии потерял память. Документы сгорели, и числился я, пока в ум не вошел, безымянным летчиком. Поэтому и вестей обо мне не было. Но сейчас все уже в порядке, видишь, даже пишу тебе сам. Спасибо докторам и сестричкам, они сделали невозможное. Жди меня. Уж скоро. Детей как-нибудь подготовь, чтобы они не очень испугались, ладно? Целую и обнимаю вас. Алексей».

Воспитатель: Такие письма писали на фронте.

Рефлексия

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами познакомились с формой и содержанием писем с фронта? Узнали, какую помощь оказывали письма бойцам советской армии? Почему мы себя можем называть хранителями памяти? (ответы детей)

Воспитатель: Закончить наше занятие хочу стихами:

Прошу Вас: храните солдатские письма

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла.

Прошу Вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

 

Используемые источники

Интернет-ресурсы:

  1. https://youtu.be/YfNcxIIhm5Q
  2. http://archives.ru/

 

Деятельность на прогулке

Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю продолжить наши игры. Все согласны? (ответы детей)

Квест-игра «В поисках спрятанного архива»

Оборудование: Мальчики одеты в военную форму, девочки – в форме медсестёр, в военной форме, фронтовое письмо, снаряды, следы, обручи, кегли, дуги, свистки на каждого члена команды, архив в виде старой книги.  музыка.

(На площадке ребята находят письмо, лежащее на столе. Это письмо с фронта времен Вов. Все интересуются что это и что в нем написано)

Воспитатель: Ребята, чужие письма читать некрасиво, но это письмо необычное, может быть в нем написаны какие-то просьбы, пожелания. Давайте его рассмотрим и порассуждаем – что это за письмо.

(Рассматривают письмо снаружи. Оно треугольной формы, желтая бумага, шрифт размытый. Вывод-старое. Форма письма говорит о времени Великой Отечественной войны)

Воспитатель: Откроем письмо и прочтем!

«Дорогие ребята! Вот и свободная минутка между боями, чтобы написать вам несколько слов. Я желаю вам, силы духа, твердости характера и конечно, преодолеть все препятствия, которые встретятся на вашем пути. Скоро все будет хорошо. Мы гоним врага назад, на его территорию. И скажу вам одну очень важную вещь- Жизнь не пощадим, а врага победим. И самое главное – найдите архив, который я спрятал неподалеку от башни с курантами, но путь к ней лежит непростой через болото, кочки, проползти через окопы и преодолеть минное поле. Желаю удачи!»

Воспитатель: Солдат просит найти архив, который он спрятал. Как вы думаете, мы с вами смогли бы найти архив, справились бы с трудным поиском? Какие качества нам для этого пригодятся?

(Смелость, смекалка, знания, находчивость).

Воспитатель: Я уверена, что вы сможете проявить свою смекалку, сноровку, знания, находчивость в поиске архива. Итак. Внимание. Уважаемые команды, представьтесь, пожалуйста.

(Команды представляют себя, ведущий объявляет старт.)

Полоса препятствий:

  1. Пройти по следам со снарядом.
  2. По «минному полю» наступая только на следы. (обручи);
  3. Пролезть в окопах (пролезание под дугой);
  4. Перебраться к башне с курантами оббегая сигнальные шашки (кегли) и подать сигнал свистком.
  5. Как только вся команда перебралась, начинается поиск тайного архива.

(Закончив полосу препятствий и отыскав архив, команды приходят к финишу.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы смогли преодолеть препятствия, отыскать архив и выполнить просьбу солдата из фронтового письма.

Поздравляем команду-победительницу.

Я благодарим всех за участие.

(Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»)

Вы сегодня большие молодцы прогулка окончена, возвращаемся в группу.

 

План-конспект продуктивной деятельности

Цель: развивать активность и любознательность детей, а также воспитывать патриотическое отношение к Родине в процессе продуктивной и познавательной деятельности.

Оборудование и материалы: лист бумаги (формата А4), (Сначала подготовьте бумагу для послания. Для этого ее надо специально «состарить»), чайная заварка, кисточка, почтовый ящик.

Планируемый продукт детской деятельности: Послание в будущее.

Вводная часть:

Воспитатель: Память «смотрит» на нас со старых фронтовых фотографий, с тех вещей, которые хранят ветераны фронтовики и их близкие люди. Мы сохраним благодарную память о тех, кто защитил нас, спас от фашизма.

Дома, за божницею, старушка

Бережно одно письмо хранит.

Это её весточка от сына,

Что под Сталинградом был убит.

Старый, пожелтевший треугольник

Дорог ей спустя и много лет.

В нём рукою сына был написан

С той войны последний ей привет…

Воспитатель: Сейчас я прочту вам отрывок стихотворения Александра Твардовского. Давайте с вами представим, что это письмо неизвестного солдата, погибшего защищая нашу Родину.

Фоном песня «Журавли»

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте,

На левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва

И не видел той вспышки, –

Точно в пропасть с обрыва –

И ни дна, ни покрышки.

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю –

Наш ли Ржев наконец?

Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону?

Этот месяц был страшен.

Было все на кону.

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она –

Спасена.

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам все это, живые.

Нам – отрада одна,

Что недаром боролись

Мы за родину-мать.

Пусть не слышен наш голос,

Вы должны его знать.

Воспитатель: Ребята, письмо не должно остаться без ответа. Предлагаю нарисовать письмо неизвестному солдату, и рассказать, как мы, сегодня живущие благодарим за подвиг, который совершил он и миллионы других бойцов.

Продуктивная деятельность

  1. Самостоятельный выбор детьми материалов для рисования (восковые мелки, карандаши, акварельные или гуашь краски, подготовленные раскраски). Дети рассказывают о своем выборе педагогу.
  2. Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для выполнения рисунка материалы).
  3. Проведение беседы по безопасному использованию материалов.
  4. Самостоятельное рисование по собственному замыслу.

(Воспитатель раздает листочки, ребята рисуют рисунки, фоном звучит песня «Письмо отца» Е. Мартынова, «Письмо с фронта» Ю. Началовой, затем ребята сворачивают рисунки треугольником и опускают в почтовый ящик).

Воспитатель: Ребята, в нашем детском саду есть мини Музей, посвященный памяти Великой Отечественной Войны. Мы передадим хранителю музея этот почтовый ящик, он станет символом памяти, а наши письма через много лет станут архивными материалами.

Презентация “Профессия победы – Архивист”

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сегодня

Пятница, 09 декабря 2022

Сайт дистанционного обучения