ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такие прачки? Чем они занимаются? Что делали прачки во время войны? Почему работа прачки была очень важна? Как прачки помогали медикам?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ПРАЧКА»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией прачка, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: заботу о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: проектор, доска для стирки, таз с водой, мыло, полотенце.
Ход занятия
Вводная часть
(дети в группе сидят на стульях/ковре/скамейке)
Воспитатель: Со времен Великой Отечественной войны прошло много лет и подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для нас. Мы с Вами живем в мирное время, над нами мирное небо, ласковое солнце. Мы не должны забывать тех, кто ценой своей жизни победил врага. Мы должны знать историю войны, ее героев, чтить память, потому что они жертвовали своей жизнью ради нашего светлого будущего.
Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы узнаем о тех, кто всегда помогал, рискуя собственной жизнью, поддерживал чистоту, гигиену, и здоровье солдат. Кто же это? Давайте отгадаем загадку:
Чистые полотенца для носа и щёчек,
Сухие простынки для сладкого сна –
Всё это работа натруженных ручек,
Хоть не заметна, бывает она.
(Прачка)
Воспитатель: Правильно, это прачка! Ребята, чтобы познакомится с работой прачки, сегодня мы побываем в прачечной детского сада.
Воспитатель напоминает ребятам о правилах безопасного поведения во время экскурсии в прачечную
Экскурсия в прачечную. Работники показывают детям большую стиральную машину, утюг, швейную машину. Рассказывают о назначении приборов, показывают, как они работают. Дети наблюдают за процессом стирки. Благодарят работников прачечной и возвращаются в группу.
Воспитатель: Мы с вами увидели, как работает прачка в детском саду, как она стирает белье, гладит, ремонтирует его. Какие помощники для работы у нее есть? (стиральная машина, центрифуга, сушилка для белья, утюг, швейная машинка) Чем стирают белье?
Воспитатель: А теперь выясним как же справлялись прачки со своей тяжелой работой в годы Великой Отечественной войны. Давайте посмотрим слайды с фотографиями (просмотр и обсуждение слайдов с фотографиями работы прачечного отряда, рассказ воспитателя о том, как стирали руками, обходились без современных стиральных машинок, какое оборудование использовали и другое).
Воспитатель: Вот что вспоминает о своей службе во время Великой Отечественной войны боец банно-прачечного батальона Зоя Яковлевна: «…Начались мои фронтовые будни. Наш батальон в составе 500 человек постоянно передвигался по частям и соединениям дивизии. Основная работа заключалась в стирке белья. Оно доставлялось тоннами. Зачастую приходилось работать сутками. Всё делалось вручную. Уставали страшно. Порой пальцы на руках не сгибались и не разгибались. Но мы, прачки, стойко переносили все эти трудности, на судьбу не роптали. Все делали сами. Стирали более 200 штук белья в день, а норма была 140 штук. Одежда летчиков была чище, чем белье артиллеристов. Работали с самого утра до темноты. Стирали в любую погоду, даже в дождь. Стирали в лоханках из четырех досок. Выходных не было, только, когда немцев погнали, стали давать выходной. Стирали одежду каустической содой… Сода лучше отстирывала кровь… Руки сначала блестели, а потом все до локтей потрескались, для смазки рук выдавался солидол. Как говорит Зоя Яковлевна, всю войну мы были в «человеческой крови». Стирали одежду с раненых бойцов, в которых находили даже человеческие останки, на это было очень страшно смотреть. Белье мы чистили, дезинфицировали. Приходилось стирать и в ветер и в холод, под свист пуль, взрывов и дымовую завесу, под проливными дождями – на улице, стоя в солдатских ботинках, ноги грели горячей водой, заливая ее в ботинки, тем самым хоть как то обогреваясь. Двигаясь за линией фронта, порой приходилось жить и стирать в землянках, шалашах, даже приходилось самим строить жилье. Носили воду из речек. Заледенелыми руками грузили в лесу дрова для разжигания котлов. Сказать, что в суровое, голодное время молодой девчушке приходилось туго, мало. Попробуй-ка после стирки огромной кучи кровяного белья, когда от усталости стучит в висках и ноги отказываются стоять, еще идти охранять постиранное белье и вагоны, в которых прачечный батальон иногда передвигался».
Воспитатель: Что мы узнали из рассказа Зои Яковлевны? Какими чертами характера обладали прачки в войну? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте попробуем как это – стирать ручками?
(Воспитатель выносит тазик с водой, стиральную доску и полотенце для стирки. По очереди дети наливают воду, стирают, выжимают, полощут, выжимают, встряхивают, вешают полотенце на веревку)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем прачки помогали медицинским работникам? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, очень важно было стирать простыни, бинты для полевых госпиталей, одежду раненых.
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали. Кто такие прачки? Чем они занимаются? Где работают? Могли бы обойтись без прачки на войне? Как прачки помогали медикам? Как вы думаете, легко ли было прачкам на войне?
Деятельность на прогулке
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня говорили о профессии прачки, о том, как непросто им было в военное время, как они стирали в любую погоду… Сейчас мы с вами вышли на улицу, давайте обратим внимание какая сегодня погода? (ответы детей) Как вы думаете, как при таких погодных условиях работалось прачке в годы Великой Отечественной войны? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Предлагаю несколько подвижных игр. Но сначала вспомним что же делают прачки? (ответы детей)
Игра «Развесь белье»
Натягивается веревка. Выносятся два таза с бельем (одежда для кукол) и прищепками. Дети делятся на две команды. По команде начинают развешивать белье на веревку с помощью прищепок. Выигрывает команда, которая быстрее развесит все белье из своего таза на веревку.
Воспитатель: Сегодня мы узнали, что во время войны прачки не только стирали, их также как солдат учили стрелять из винтовок. Давайте поиграем в игру на меткость.
Игра «Попади в цель»
Воспитатель ставит или подвешивает 2—3 вертикальные цели. Перед целями на расстоянии 1,5—2 метра обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами. 2—3 детей встают к ведеркам, берут мячи и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: познакомить детей со свойствами мыла и его применении в процессе стирки.
Оборудование и материалы: обмылки, терка, вода, пищевые красители, формы.
Планируемый продукт детской деятельности: мыло.
- Вводная часть. Рассказ воспитателя о плане занятия.
- Рассказ воспитателя и совместное обсуждение фотографий работы прачечного отряда во время войны.
- Самостоятельная подготовка рабочих мест (дети приносят необходимые для изготовления мыла материалы).
- Проведение беседы по безопасному использованию материалов.\
- Выполнение работы по изготовлению мыла.
- Презентация детьми собственных работ.
- Оформление выставки 1 предмета «Мыло».
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали. Кто такие прачки? Чем они занимаются?
Презентация: выставка фигурного мыла.