ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Как называется мастер по изготовлению и ремонту часов? Какими качествами должен обладать часовщик? Какие виды часов вы знаете? Зачем нужны часы? Чем профессия часовщик могла помочь в военное время? Как знание точного времени может помочь в жизни?
Конспект НОД по теме «Профессия Победы – ЧАСОВЩИК»
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией часовщик, с героями, подвигами и событиями Великой Отечественной Войны; формировать духовно-нравственные качества: забота о ближнем, благодарность, уважение к труду, отзывчивость.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: беседа с детьми о часах, раскрашивание картинок на тему, оформление выставки «Удивительный мир часов», вовлечение родителей в проектную деятельность.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, мяч, карточки с цифрами от 1 до 12, песочные часы.
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: В нашей группе сломались часы! Скажите, а вы знаете, кто ремонтирует часы? (ответы детей) Правильно. Скажите, зачем нам нужно часы и зачем их ремонтировать? Как бы мы жили без часов? (ответы детей)
Основная часть
Воспитатель: Давайте узнаем о работе часовщика (просмотр презентации и беседа на стульчиках, полукругом).
Оказывается, привычных для нас часов раньше не было. Но во все времена были «живые» часы. «Живые» часы, это растения. Растения открывают свои лепестки утром и закрывают вечером (рассуждения детей чем удобны и неудобны живые часы).
Наблюдая за солнцем, люди изобрели солнечные часы. Солнечные часы – старинный прибор для измерения времени по Солнцу. Ходит солнце по небу, а на землю отражается тень от колышка. Такие часы показывают время только в солнечную погоду. На прогулке мы попробуем сделать такие часы. И понаблюдаем за ними. История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы. Водяные часы сообщают о времени и ночью и днём и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду и на сосуде делали пометки-чёрточки. Но и такие часы оказались неудобны, так как постоянно приходилось доливать воду. С тех пор так и говорят «Много воды утекло», то есть много времени прошло.
Потом люди сделали часы из песка. И назвали их – как? (ответы детей) Песочные часы. За определённое время мельчайший песочек высыпается из одного сосуда в другой (воспитатель показывает песочные часы).
Шло время, и люди придумали новые приборы для измерения времени. Появились башенные часы – на башне. Они были очень большими и сложными. Появился циферблат. На старинных часах была одна стрелка – часовая. Люди тогда жили размеренно и никуда не спешили. Спустя время появилась минутная стрелка, а потом и секундная. Люди стали следить за временем. Уже много веков главным символом Москвы является Спасская башня Кремля со знаменитыми Курантами.
Куранты на Спасской башне отмеряют ход времени уже более 600 лет. В годы Великой Отечественной войны часы не остановились ни на минуту благодаря работе часовщиков.
Люди хотели всегда иметь возможность знать время, и поэтому появились карманные часы (слайд презентации 6). Удобнее всего пользоваться наручными часами (слайд презентации 7). Почему? (ответы и рассуждения детей)
(слайд презентации 8 «Военные часы (Командирские)» (рассуждение с детьми об особенностях таких часов (крепкие, надежные, водонепроницаемые, со светящимися стрелками и цифрами)
(слайд презентации 9) «Команда «Сверим часы!» Рассказ воспитателя о важности знания точного времени военными, и выводы о важности работы часовщика во время Великой Отечественной войны.
Динамическая пауза
Воспитатель: А теперь немного отдохнём.
1) Офтальмологическое упражнение «Круг».
Воспитатель: Представить себе большой круг. Обвести его глазами по часовой стрелке, потом против часовой. И поморгать 2 раза.
2) Артикуляционная гимнастика «Часики»
Воспитатель: А вот и третье задание: чтобы починить часы, мы с вами должны вспомнить, как работают стрелки часов. Для этого нужно встать в круг.
Игра «Ходят стрелочки по кругу»
(На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова)
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)
Воспитатель: Часы пробили ровно пять часов! (Встают дети, сидящие с цифрой 5) далее игра повторяется.
Игровое упражнение «Названия часов» (в кругу с мячом)
Воспитатель: А сейчас я проверю, как вы выполнили моё поручение. Помните, я попросила вас рассмотреть все часы в доме и поговорить с родителями о часах?
Скажите, как называются часы, которые носят на руке? (наручные)
..часы для женщин? (женские)
..часы для мужчин? (мужские)
..часы для командира? (командирские)
..часы, которые стоят на столе? (настольные)
..часы, которые висят на стене? (настенные)
..часы, которые? (карманные)
..часы, носят на руке? (наручные)
На башне – башенные, на полу-напольные, из песка – песочные, из воды – водяные.
Рефлексия
Давайте вспомним, о чем вы сегодня узнали. Как называется мастер по изготовлению и ремонту часов? Какими качествами должен обладать часовщик? Какие виды часов вы знаете? Зачем нужны часы? Чем профессия часовщик могла помочь в военное время? Как знание точного времени может помочь в жизни?
Деятельность на прогулке
Мастер-класс «Солнечные часы своими руками»
Цель: создать развивающее пособие для детей по изучению времени и движения солнца.
Оборудование и материалы: Щебенка, Черенок от граблей, Баллончик золотой краски
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли на участок детского сада, предлагаю сделать солнечные часы. Все согласны? (ответы детей) Первые часы, которые придумал человек – солнечные, и это была всего лишь палка, воткнутая в землю, а их основной принцип действия – тень от палки, которую в последствии заменила стрелка. В солнечных часах заложены знания и наблюдения наших древних предков. Постройка солнечных часов своими руками – увлекательнейшее занятие, а для детей – ещё и познавательная.
Солнечные часы состоят из стрелки-указателя, (эта стрелка называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам определяют по тени, отбрасываемой гномоном на циферблат. Циферблат солнечных часов делится на 24 часа, а не на 12 часов, как в обычных механических часах. Солнечные часы работают только в ясную или малооблачную погоду и в светлое время суток.
Ребята, давайте посмотрим как будут работать наши солнечные часы. Сегодня мы отметим на них время нашей прогулки – 1 час. Сначала выберем по возможности хорошо освещенную место на площадке, чтобы на часы не падала тень от деревьев или каких-нибудь других сооружений. Отметим центр и установим гномон. В качестве гномона используем черенок, например от лопаты или граблей. Затем равномерно рассыпаем щебенку.
С помощью веревки, отмеряя равные отрезки от центра к краю, начертим круг. В солнечный день подходим к часам и делаем пометки в том месте на круге, куда указывает тень от гномона в начале прогулки и через час, в конце прогулки. Так увидим движение времени на солнечных часах (создание солнечных часов на прогулочной площадке)
План-конспект продуктивной деятельности
Цель: учить работать в команде, обращать внимание на части и целое.
Оборудование и материалы: заготовка из тонкой фанеры в форме домика для изготовления часов, картинки для оформления циферблата, клей-карандаш для каждого ребёнка, тряпочки.
Планируемый продукт детской деятельности: модель часов из фанеры.
Воспитатель:
В квартире на стенке загадка висит,
И целыми днями она говорит,
Когда мне гулять, пить кефир, танцевать,
Смотреть телевизор, компьютер включать.
Могу я крутить у загадки усы.
Ну, вы догадались, что это?
(часы)
Теперь настало время нам поработать часовщиками. Дети, часовщик, подарил нам основу для часов в виде домика (дети должны увидеть, что на часах нет стрелок и отсутствует часовой механизм). Ребята, когда часовщик узнал какие вы творческие, предложил нам самим сделать часы и украсить их (дети и воспитатель украшают часы подготовленными элементами. Звучит мелодия «Ходики с кукушкой». Дети приклеивают с помощью клея-карандаша на циферблат картинки. Воспитатель устанавливает часовой механизм и стрелки. Дети наблюдают за работой часов. Часы размещаются на видном месте в групповом помещении).
Рефлексия: Из каких частей состоят часы? Сколько цифр расположено на циферблате? Интересна ли работа часовщика?